Психологические требования к учебным задачам

1. "Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач". В зависимости от положения в системе одна и та же задача может оказаться и полезной, и бесполезной.

2. "При конструировании системы, задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных". При проектировании учебных задач обучающийся должен четко представлять иерархию всех учебных целей, как ближайших, так и отдаленных.

3. "Учебные задачи должны, обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности".

4. "Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения".

Такими средствами являются рефлексия, контроль, ориентировка в задаче.

Учебная задача и проблемная ситуация

В процессе учебной деятельности учебная задача дается (существует) в определенной учебной ситуации, которая может быть сотруднической или конфликтной. При этом, если предметный конфликт, т.е. столкновение разных позиций, отношений, точек зрения относительно учебного предмета, способствует усвоению, то межличностный, т.е. конфликт между самими школьниками как людьми, личностями, препятствует ему.

По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности (возможности) решать эту задачу (В. Оконь, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, М.И. Мах-мутов и др.). Перед преподавателем встает задача организации таких ситуаций, в которых объективная, организуемая им проблемная ситуация, содержащая в себе противоречия и учитывающая возможности обучающихся, стала бы их субъективной проблемной ситуацией, была бы присвоена ими в форме некоторой подлежащей решению проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: