№ | Наименование тем и разделов | Лекции | № Занятия |
Введение | |||
Исследовательские подходы к объяснению и классификации ошибок | 2-5 | ||
Речевые ошибки и коммуникативный метод обучения. | 6- 7 | ||
Методы коррекции ошибок | 8 -9 | ||
Речевые ошибки в различных системах критериев при оценке уровня обученности. Зачет | 10- 11 | ||
ВСЕГО: |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ
Примерный перечень вопросов к зачету
1) Соотношение понятий: «первый язык» — «второй язык»; «родной язык» — «иностранный язык».
2) Понятия «врожденное знание» и «переработка речевого опыта» при овладении языком:«овладение языком» — «изучение языка» — «владение языком»
3) Анализ ошибок с позиций психологии и психолингвистики. Концепция общего механизма речепорождения.Виды частных механизмов речепорождения и их функции на основе анализа ошибок.
4) Лингвистический подход в теории речевых ошибок.
5) Теория речевых ошибок и ее отражение в лингводидактике»— «коммуникативная компетенция» — «языковая компетенция» в теории усвоения неродного языка.
|
|
6) Понятие типичной и устойчивой ошибки
7) Ошибки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке: ошибки говрения, аудирования чтения и письма.
8) Коммуникативный метод обучения иностранным языкам и теория ошибок в системе его основных ценностей и категорий. Понятие «коммуникативная» и «некоммуникативная ошибка».Коммуникативные ошибки в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.
9) Методы коррекции в различных методах обучения. Методы коррекции при различном целеполагании: цели и задачи обучения в системе оценки при определении степени значимости речевой ошибки.
10) Уровень языковых знаний и возрастные аспекты при определении степени значимости ошибки.
11) Международные системы сертифицирования и их критерии оценки уровня обученности. Типичные ошибки.
12) Общий и единый государственный экзамены по иностранному языку как критерий уровня обученности абитуриента.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература
1. Баграмова Н.В. О некоторых ошибках в норме речи, вызванных интерференцией при обучении второму иностранному языку // Вопросы нормы и нормативности в реализации языковых средств. - Горький, 1988а
Бехтерева Н.П. Принципы и механизмы деятельности мозга человека. - Л., 1989.
3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: Психолого-педагогические аспекты языкового преобразования. - Москва - Воронеж, 2002.
4. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // ИЯШ, 1991. - № 2. - С. 22- 32.
|
|
Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи // Вестник Омского университета, 1998. - Вып.2. - С. 72 – 75.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
Горохова С.И. Психолингвистические особенности механизма порождения речи по материалам речевых ошибок: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1986.
Демъянков В.З. Ошибки продуцирования и понимания (интерпертирующий подход) //Речевые приемы и ошибки: типология, деривация и функционирование. - Пермь, 1989.
Демиденко Л.П. Речевые ошибки. - Минск, 1986
Дракина Н.И. Предупреждение коммуникативно-значимых ошибок как средство интенсификации обучения устной речи: Автореф.дис.канд. пед.наук. - М., 1991.
Ейгер Г.В. Механизм контроля за языковой правильностью высказывания. - Харьков, 1990.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов. - 2-е издание - М., 1999.
Капинос В.И..О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых /Оценка знаний и умений учащихся по русскому языку. - 2 – е издание. - М., 1986.
Клейменова Т.М. Коррекция речевых ошибок как дидактический прием самостоятельной работы // Интенсификация самостоятельной работы студентов изучающих иностранные языки. Межвуз.сб-к: Проблемы изучения иностранных языков в вечерней и заочной высшей школе. Под ред. проф. Шеллингера Н.А. - Л., 1989.