Раздел II. Социальное развитие

Новый раздел программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта определяет общие задачи на каждый год обучения и на каждый квартал пребывания ребенка в учреждении компенсирующего вида. В нем рекомендованы отдельные методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми во всех четырех возрастных группах детского сада.

Содержание данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

v формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (кон­центр «Я сам»);

v развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

v формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явле­ний, воспитание положительного отношения к предметам живой и нежи­вой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям

v (концентр «Я и окружающий мир»).

Основополагающим содержанием раздела «Социальное развитие» яв­ляется формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества со взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сфе­ры. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно позна­вательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.

В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе, они совершают открытие своего «Я». Малыш вы­деляет себя в мире вещей и других людей. Он приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», через появле­ние своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ори­ентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.

Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через пред­ставления о добре и зле, о своем и чужом и т. д. У ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале нужно стремиться к развитию гибкости социального поведения в различных видах общения с детьми и взрослыми.

Взаимодействие ребенка с окружающими предметами направлено на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости в жизни самого малыша и других людей. При общении ребенка с природ­ными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функ­циями, а на эмоционально-чувственном переживании.

Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготав­ливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в раз­личных жизненных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: