Показатели развития к концу четвертого года обучения

Дети должны научиться:

v выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные пережива­ния в речевых высказываниях;

v пользоваться в повседневном общении фразовой речью;

v употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;

v понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между;

v использовать в речи имена существительные и глаголы в един­ственном и множественном числе;

v использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;

v строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;

v читать наизусть 2-3 разученных стихотворения;

v отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей;

v знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку; планировать в речи свои ближайшие действия.

Обучение грамоте

Коррекционно-развивающая работа с детьми направлена на формиро­вание как общих интеллектуальных умений (принятие задачи, выбор спо­собов ее решения, оценка результатов своей деятельности), так и специ­фических предпосылок к учебной деятельности.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя два разных направле­ния: развитие ручной моторики, подготовка руки к письму и обучение элементарной грамоте. На первом году обучения проводят работу по раз­витию ручной моторики, на четвертом году обучения готовят детей к пись­му. Обучение элементарной грамоте начинают с формирования у детей умения выполнять звукобуквенный анализ. Эту работу проводят в подго­товительной к школе группе, когда у детей имеются интеллектуальные и речевые возможности овладевать знаково-символическими средствами.

Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму

Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет вы- раженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным разви-тием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушар-ное и межанализаторное взаимодействие.

Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физиче­ской зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают.

Умственно отсталый ребенок оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависи­мости от своевременности коррекционного воздействия и содержания пе­дагогической работы с ребенком.

У этих детей хватание без специального воздействия не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений и навыков. Разнообразие форм хватания — от подгребания до пальцевого захвата — формируется только при непосредственном уча­стии взрослого. При введении новых предметов и орудий с детьми прово­дят специальные занятия. При выполнении предметных ручных действий ребенок просто захватывает предмет без учета его функционального на­значения и фиксированного способа употребления, выработанного в обще­стве, а при орудийных предметных действиях ребенок учитывает способ действия с данным конкретным предметом, свойства и качества предмета, который захватывается или берется в руки. Именно формирование орудий­ных действий является одной из основных задач коррекционно-педагоги-ческой работы с умственно отсталыми детьми.

Чтобы овладеть орудийными действиями, необходимо научить детей соотносить свои действия с конкретной практической задачей, научить захватывать предметы с учетом их свойств, в частности величины. Важно сформировать у детей различные типы хватания, сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности. Овладение различными типами хватания — захват в кулак, хватание щепотью, проти­вопоставление большого пальца всем остальным, использование «указа­тельного захвата» (двумя пальцами — большим и указательным) — по­зволяет расширить регистр орудийных действий ребенка. Возможности ребенка при целенаправленном обучении существенно расширяются и ак­тивизируются. Руки ребенка подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. При этом моторно умелый ребенок имеет I возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает его самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие. Работа по развитию у детей ручной моторики, зрительно-двигательной I координации, согласованных движений обеих рук, тонких пальцевых и I кистевых движений начинается с первого года обучения. Целесообразно I оборудовать специальную комнату по развитию у детей ручной и мелкой I моторики. В ней необходимо собрать разнообразный материал для упраж­нений по развитию ручной моторики: мозаики, мелкий раздаточный мате-I риал, дидактический материал для формирования у детей навыков шнуров­ки, бинтовки, работы с различными видами вкладышей; рамки М. Монтессори, доски Сегена, пазлы и продукты для сортировки и нанизывания. Природный материал, собранный детьми во время прогулок, также должен I быть рассортирован по специальным емкостям и коробкам.

Обучение грамоте.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: