Онтогенез – процесс развития индивидуального организма; в психологии - формирование психики индивида на отдельных возрастных этапах развития.
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка, рассмотрим их характеристики.
Стадия новорожденного (до 2 месяцев). Ребенок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. В возрасте 3-4 недель у ребенка появляется сложная реакция, выражающаяся в его оживлении в присутствии человека. В ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность. У ребенка появляются признаки предметного восприятия.
Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 мес.): ребенок начинает оперировать предметами, формируется восприятие. Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, отсюда увеличение потока информации из окружающей среды. Формируется речь. Появляются специфически человеческие двигательные операции с предметами, при которых большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека.
|
|
Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет): возникновение и первоначальное развитие специфически человеческой деятельности ребенка. Он уже познает мир и самостоятельно. Ребенок овладевает словами, которые осознаются им как обозначающие предмет с его функциями. Отличительная особенность игр – отсутствие воображаемой ситуации. Интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главное отличие этого возраста – наличие противоречия между стремлением ребенка к овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. Источники игр – впечатления ребенка, то, что он видит или слышит. Игры способствуют развитию творческого воображения, восприятия, запоминания, речи. Закладываются черты характера.
Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется взаимоотношениями со сверстниками. Учеба является самостоятельной деятельностью. Происходит бурное развитие произвольного внимания, памяти. Мышление становится последовательным и логическим. Происходит разделение деятельности: мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки – женской.
|
|
Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.
Развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Данным термином (акме - высшая точка, расцвет) обозначают период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека с наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.
Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин -60-74 года, для женщин – 55-74 года); старческий возраст – 75-90 лет; долгожители – 90 лет и старше. Данный период характеризуется угасанием физических и психических функций, снижением интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Отмечается снижение возможностей памяти, внимания, мышления.
Филогенез – история развития вида, изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Под филогенезом в психологии понимается эволюционное развитие психики. А.Н. Леонтьев выделил следующие стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание.