Воображение – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку. Воображение направлено на практическую деятельность человека, оно всегда есть определенный отход от действительности.
Формы воображения:
- непроизвольное (не зависит от целей и намерений человека, возникает при снижении степени его активности или расстройстве работы сознания). К ним относятся сновидения (рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга) и так называемые измененные состояния сознания (гипноз).
- произвольное (проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты). Сюда относят фантазии, вымыслы или измышления, научное, техническое творчество, воссоздающее воображение.
Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы, которые имеют положительную эмоциональную окраску. Особую форму образует мечта. Она обращена к сфере будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата.
|
|
Виды воображения.
· Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными.
· Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.
- воссоздающее – конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией (словесных сообщений, условных изображений);
- антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;
- творческое воображение – человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Механизмы (техники и приемы) произвольного воображения:
· агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых различных частей, деталей и качеств;
· гиперболизация – это изменение масштаба (преуменьшение, утрирование, акцентирование);
· типизация – подчеркивание родственных черт, выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
· заострение, индивидуализация – подчеркивание отдельных признаков.
Функции воображения:
- представлять действительность в образах;
- регулировать эмоциональное состояние;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- формирование внутреннего плана действий;
|
|
- планирование и программирование деятельности.
7. Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта (табл. 4).
Таблица 4. Функции представления в психической регуляции поведения человека
Сигнальная функция | Регулирующая функция | Настроечная функция |
Отражение не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете | Отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Выбор осуществляется с учетом условий предстоящей деятельности | Проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды |
Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущений.
1. По видам анализаторов: зрительные, слуховые, обонятельные и др.
2. По степени обобщенности: единичные, общие.
3. По степени проявления волевых усилий: непроизвольные, произвольные.
Люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений, по которому все люди могут быть разделены на четыре группы:
1) люди с преобладанием зрительных представлений;
2) люди с преобладанием слуховых представлений;
3) люди с преобладанием двигательных представлений;
4) люди с представлениями смешанного типа.
Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов.
Речь
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения.
Функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; средство общения; орудие интеллектуальной деятельности. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.
Функции речи: сигнификативная (обозначения, у человека со словом связано представление о предмете или явлении), функция обобщения (слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов), коммуникация (передача знаний, отношений, чувств).
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.