Профессиональная деятельность – вид трудовой деятельности, связанный с профессией человека. Соответствие конкретной профессиональной деятельности диагностирует профессиональный отбор.
Профессиональный отбор представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку соответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в заданных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических).
Каждый тип профессии предъявляет определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.
Психологические требования профессий типа «Человек-Природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; специалист должен быть готовым работать в трудных погодных условиях и т. п.
Психологические требования профессий «Человек-Техника» к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие; техническое и творческое мышление и воображение.
Психологические требования профессий типа «Человек-Знаковая система»: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на знаковом материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия; логическое мышление.
Психологические требования профессий типа «Человек-Художественный образ»: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность; наглядно-образное мышление; творческое воображение.
Психологические требования профессий типа «Человек-Человек»: стремление к общению; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность; способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение слушать; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми.
Тема V. Психология личности, ее структура
1. Понятия человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность.
2. Структура личности.