Правовое регулирование доступа к информации

Правовое регулирование доступа к информации в соответствии с нормами демократического общества, является необходимым условием существования архивов в современной информационной среде. В Конституции РФ (1993 г.) записано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Что гарантирует гражданам страны, наряду с другими гражданскимиправами, право на доступ к информации.

В ст. 26, п. 1Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» сказано, что пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.

В соответствии с конституционными нормами и архивнымзаконодательством использование документов Архивного фондаРФ основано на принципе публичности (открытости) архивов. Это значит, что пользователи имеют свободный доступ к архивным документам и научно-справочному аппарату. Любой отказв доступе к документам должен быть основан на законе. За необоснованное ограничение доступа к информации, в том числе кдокументам, законом предусмотрена ответственность вплоть доуголовной (Ст. 140 Уголовного кодекса РФ).

В то же время законодательство РФ содержит множество положений об ограничении доступа к информации. Архивисты наряду с другими должностными лицами несут уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность за соблюдение государственной тайны, защиты конфиденциальныхданных, в том числе персональных данных, а также охраны прави интересов граждан, конфиденциальная информация о которыхимеется в архивных документах.

Засекречивание и рассекречивание документов основываетсяна принципах законности, обоснованности и своевременности.

В настоящее время наиболее четко законом регламентированы ограничения, относящиеся к государственной тайне иперсональным данным:

В ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» говориться о том.что государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

В ст. 5 закона определены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Действующее архивное законодательство не устанавливаетконкретный срок, после которого снимаются ограничения на доступ к документам, содержащим государственную тайну. Закон«Об архивном деле в РФ» (2004 г.) лишь указывает, что эти сроки определяются в соответствии с законодательством РФ (ст. 25). Федеральный закон «О государственной тайне» 1993 г. (ст. 13) определяет, что срок засекречивания сведений, составляющихгосударственную тайну, не должен превышать 30 лет со времениих создания. Этот срок может быть сокращен или, в исключительных случаях, продлен. В законе «О государственной тайне» есть ст. 7, в которой перечислены сведения, которые не могутбыть отнесены к государственной тайне.

Основным нормативным документом является общегосударственный перечень документов, содержащих государственную тайну.

Порядок его формированияопределяется Правительством РФ, он составляется Межведомственной комиссией по охране государственной тайны (МВК) и утверждается Президентом РФ.

В перечне перечисляются нетолько основные группы сведений, но и органы государственной власти РФ, наделенные полномочиями по распоряжениюими. Это министерства и ведомства, которые в свою очередьсоставляют и утверждают развернутые перечни тех документов, полномочиями по распоряжению которыми они наделеныв соответствии с общегосударственным перечнем.

Органы власти субъектов федерации, учреждения, предприятия ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесениюсведений к государственной тайне, составляют свои перечнисекретных сведений, образующихся в деятельности конкретного предприятия, учреждения, организации.Онидолжны соответствовать общегосударственному и ведомственным перечням. При этом перечни не должны оставаться неизменными — руководители ведомств, предприятий, организацийобязаны их пересматривать не реже чем через каждые 5 лет.

В органах государственной власти, которые наделены правамипо отнесению сведений к государственной тайне, должны бытьсозданы специальные экспертные комиссии, решающие все вопросы засекречивания и рассекречивания.

Архив в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» ограничивает доступ пользователейк архивным документам независимо от форм собственности наних, если они содержат сведения, составляющие охраняемые законодательством Российской Федерации тайны (ст. 25, п. 2).

Архив обеспечивает конфиденциальность информации, содержащейся в архивных документах, которые можно условноразделить на следующие группы:

– документы, содержащие служебную тайну и имеющие пометку «ДСП» («для служебного пользования»);

– документы, содержащие коммерческую тайну и имеющиегриф «Коммерческая тайна»;

– документы, содержащие сведения о личной и семейнойтайне гражданина, его частной жизни, сведения, создающие угрозу для его безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: