На тему: «социальный опыт: сущность, механизм становления»

Конспект ЛЕКЦИОННОГО занятия

По дисциплине

«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

НА ТЕМУ: «СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ»

 

Тольятти, 2015

Тема: Социальный опыт: сущность, механизм становления

Время проведения: 90 минут

Задачи:

1) образовательные:

· сформировать у студентов представление о социальном опыте, его сущности;

· обеспечить понимание студентами механизма становления социального опыта;

· познакомить студентов сдеятельностью как одним из элементов механизма становления социального опыта ребенка.

2) воспитательные:

· способствовать осознанию студентами значимости социального опыта в формировании личности.

Вид урока: текущая лекция.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:

- словесные методы: монологический (лекция);

- метод совместной коллективной деятельности (совместный анализ получаемого материала);

- инструктивный рассказ (при выдаче домашнего материала).

 

I. Вводная часть 5 мин. II. Основная часть 80 мин. ? Вывод Заключи тельная часть 5 мин Добрый день уважаемые студенты! Рада вас видеть! Сегодня у нас лекция по предмету: «Теории и технологии социализации детей». Тема лекции: «Социальный опыт: сущность, механизм становления». Но, прежде, староста отметит отсутствующих. Переходим к плану. План: 1. Подходы к определению сущность социального опыта. 2.Механизм становления социального опыта. Деятельность как один из элементов механизма становления социального опыта ребенка.   Первый вопрос, который сегодня мы с вами рассмотрим, звучит так: «Подходы к определению сущность социального опыта». На основе теоретического анализа современной социологической литературы и психолого-педагогических исследований последний лет можно выделить несколько подходов с разными теоретическими интерпретациями сущности социального опыта ребенка: 1. Социальный опыт ребенка — это результат специально организованного усвоения общественного опыта, то есть всегда «производный продукт» целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых: воспитание+обучение= социальный опыт. 2. Социальный опыт присущ ребенку изначально как некая «априорная» сущность, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения (особенно в их жестких, авторитарных формах) она беднеет и даже умирает. Не случайно Л.Н. Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой, а взрослые уже утратили этот канал восприятия мира. Нетрудно заметить поляризацию этих двух подходов: первый абсолютизирует воспитательно-образовательный процесс как источник социального опыта ребенка, второй — спонтанные предпосылки социального поведения. 3. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания: социализация+воспитание= социальный опыт Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями. Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное (специально организованное обществом в соответствии с его социально-экономической структурой, идеологией, культурой и целями) воспитание, просвещение, обучение. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Современная наука (в частности, физиология и этология) на богатейшем эмпирическом материале выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей его реальности. Это дает возможность предположить, что человек наследует некоторые «знания» о мире как совокупность приспособительных достижений поколений предков, накопленных в ходе эволюции. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям. Так, английский психиатр Дж. Боулби считает, что уже новорожденные младенцы «запрограммированы» на определенное поведение (плач, гуление, улыбка, лепет, протягивание ручек), которое обязательно вызывает у родителей желание находиться поблизости и заботиться о них. Это указывает на значительные возможности внутренних предпосылок субъектности ребенка в процессе социализации. Достаточно долго наша отечественная педагогика обращала внимание главным образом на нормативный аспект социализации. Это в свою очередь привело к тому, что практика воспитания и обучения по существу игнорировала социальный опыт ребенка как источник самодвижения его личности. И само понятие «социальный опыт» до последнего времени редко использовалось педагогикой, чаще в значении «жизненный опыт», то есть стихийный, не совпадающий с опытом, специально формируемым в учебном и воспитательном процессе. В настоящее время считается, что социальный опыт ребенка, выступающий сущностной характеристикой его социализации и воспитания, вполне правомерен в качестве предмета педагогического исследования. Педагогическое обоснование социального опыта непременно предполагает учет позиций других наук в области человековедения по этому вопросу. Так, социология считает социальный опыт ведущей социологической характеристикой личности в конкретной социальной структуре (И.С. Кон, А.Г. Харчев); социальная психология особо подчеркивает как сущность социального опыта систему социальных отношений личности (Г.М. Андреева, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский); психология, которая ставит в центр внимания механизмы психического развития личности, характеризует социальный опыт как определенность самого субъекта, от которой зависит его внутренняя позиция (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский). Педагогический подход к характеристике социального опыта состоит в том, чтобы обосновать существенные признаки его проявления в деятельности, поведении, суждениях детей и определить педагогические условия процесса становления социального опыта.   Далее студентам раздаются таблицы (одна на двоих) и предлагается соотнести область научного знания и толкование сущности социального опыта. Название таблицы придумывают студенты самостоятельно Правильный вариант
Область научного знания Толкование сущности социального опыта
Социология Рассматривает социальный опыт как ведущую социологическую характеристику личности в конкретной социальной структуре (И.С. Кон, А.Г. Харчев)
Социальная психология Подчеркивает как сущность социального опыта систему социальных отношений личности (Г.М. Андреева, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский)
Психология Определяет социальный опыт как определенность самого субъекта, от которой зависит его внутренняя позиция (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский)
Педагогика Обосновывает существенные признаки проявления социального опыта в деятельности, поведении, суждениях детей и определяет педагогические условия процесса становления социального опыта.

Таблицы для студентов (раздаточный материал)

Область научного знания Толкование сущности социального опыта
Педагогика Рассматривает социальный опыт как ведущую социологическую характеристику личности в конкретной социальной структуре (И.С. Кон, А.Г. Харчев)
Психология Подчеркивает как сущность социального опыта систему социальных отношений личности (Г.М. Андреева, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский)
Социология Определяет социальный опыт как определенность самого субъекта, от которой зависит его внутренняя позиция (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский)
Социальная психология Обосновывает существенные признаки проявления социального опыта в деятельности, поведении, суждениях детей и определяет педагогические условия процесса становления социального опыта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow