Конспект ЛЕКЦИОННОГО занятия
По дисциплине
«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»
НА ТЕМУ: «СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ»
Тольятти, 2015
Тема: Социальный опыт: сущность, механизм становления
Время проведения: 90 минут
Задачи:
1) образовательные:
· сформировать у студентов представление о социальном опыте, его сущности;
· обеспечить понимание студентами механизма становления социального опыта;
· познакомить студентов сдеятельностью как одним из элементов механизма становления социального опыта ребенка.
2) воспитательные:
· способствовать осознанию студентами значимости социального опыта в формировании личности.
Вид урока: текущая лекция.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
- словесные методы: монологический (лекция);
- метод совместной коллективной деятельности (совместный анализ получаемого материала);
- инструктивный рассказ (при выдаче домашнего материала).
I. Вводная часть 5 мин. II. Основная часть 80 мин. ? Вывод Заключи тельная часть 5 мин | Добрый день уважаемые студенты! Рада вас видеть! Сегодня у нас лекция по предмету: «Теории и технологии социализации детей». Тема лекции: «Социальный опыт: сущность, механизм становления». Но, прежде, староста отметит отсутствующих.
Переходим к плану.
План:
1. Подходы к определению сущность социального опыта.
2.Механизм становления социального опыта. Деятельность как один из элементов механизма становления социального опыта ребенка.
Первый вопрос, который сегодня мы с вами рассмотрим, звучит так: «Подходы к определению сущность социального опыта».
На основе теоретического анализа современной социологической литературы и психолого-педагогических исследований последний лет можно выделить несколько подходов с разными теоретическими интерпретациями сущности социального опыта ребенка:
1. Социальный опыт ребенка — это результат специально организованного усвоения общественного опыта, то есть всегда «производный продукт» целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых:
воспитание+обучение= социальный опыт.
2. Социальный опыт присущ ребенку изначально как некая «априорная» сущность, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения (особенно в их жестких, авторитарных формах) она беднеет и даже умирает. Не случайно Л.Н. Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой, а взрослые уже утратили этот канал восприятия мира.
Нетрудно заметить поляризацию этих двух подходов: первый абсолютизирует воспитательно-образовательный процесс как источник социального опыта ребенка, второй — спонтанные предпосылки социального поведения.
3. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания:
социализация+воспитание= социальный опыт
Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное (специально организованное обществом в соответствии с его социально-экономической структурой, идеологией, культурой и целями) воспитание, просвещение, обучение.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Современная наука (в частности, физиология и этология) на богатейшем эмпирическом материале выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей его реальности. Это дает возможность предположить, что человек наследует некоторые «знания» о мире как совокупность приспособительных достижений поколений предков, накопленных в ходе эволюции. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям. Так, английский психиатр Дж. Боулби считает, что уже новорожденные младенцы «запрограммированы» на определенное поведение (плач, гуление, улыбка, лепет, протягивание ручек), которое обязательно вызывает у родителей желание находиться поблизости и заботиться о них. Это указывает на значительные возможности внутренних предпосылок субъектности ребенка в процессе социализации.
Достаточно долго наша отечественная педагогика обращала внимание главным образом на нормативный аспект социализации. Это в свою очередь привело к тому, что практика воспитания и обучения по существу игнорировала социальный опыт ребенка как источник самодвижения его личности. И само понятие «социальный опыт» до последнего времени редко использовалось педагогикой, чаще в значении «жизненный опыт», то есть стихийный, не совпадающий с опытом, специально формируемым в учебном и воспитательном процессе. В настоящее время считается, что социальный опыт ребенка, выступающий сущностной характеристикой его социализации и воспитания, вполне правомерен в качестве предмета педагогического исследования.
Педагогическое обоснование социального опыта непременно предполагает учет позиций других наук в области человековедения по этому вопросу. Так, социология считает социальный опыт ведущей социологической характеристикой личности в конкретной социальной структуре (И.С. Кон, А.Г. Харчев); социальная психология особо подчеркивает как сущность социального опыта систему социальных отношений личности (Г.М. Андреева, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский); психология, которая ставит в центр внимания механизмы психического развития личности, характеризует социальный опыт как определенность самого субъекта, от которой зависит его внутренняя позиция (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский).
Педагогический подход к характеристике социального опыта состоит в том, чтобы обосновать существенные признаки его проявления в деятельности, поведении, суждениях детей и определить педагогические условия процесса становления социального опыта.
Далее студентам раздаются таблицы (одна на двоих) и предлагается соотнести область научного знания и толкование сущности социального опыта.
Название таблицы придумывают студенты самостоятельно
Правильный вариант
Таблицы для студентов (раздаточный материал)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|