Итак, перейдем к рассмотрению механизма становления социального опыта

Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт (психолого-педагогический механизм становления социального опыта):

— в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков;

— в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;

— в процессе становления самосознания, без которого не состоится ни познание социального мира, ни социальное самоопределение в этом мире;

— в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Социальный опыт — это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом — значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Таким образом, первой важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта.

Философские и психологические исследования последних лет раскрывают такую закономерность деятельности, как единство двух сторон ее социальной сущности или проекции на «мир вещей» и «мир людей». Проекция на «мир вещей» — предметная деятельность (познавательная и практическая), которая обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательной активности. Проекция на «мир людей» — деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, включает ребенка, с учетом его возрастных возможностей, в систему этих отношений. Он как бы «примеряет» себя к обществу, и это обеспечивает уже формирование социальной активности.

Задание студентам: вспомнить периодизацию психического развития ребенка Д.Б. Эльконина и выделить для каждого периода ведущий вид деятельности.

Предметное содержание социального опыта ребенка не прямо запечатлевает все его действия, а выстраивается определенным образом. (Эти своеобразные стадии были описаны еще у Дж. Дьюи.)

Первый уровень предметного содержания социального опыта ребенка складывается вокруг знания о том, «как делать»: как есть ложкой, как пить из чашки, как переходить улицу, как завязывать шнурки, как ездить на велосипеде, как читать и писать... В этом содержательном наборе опыта человек нуждается сразу после рождения. Он расширяется в разнообразных действиях ребенка, как спонтанных, так и специально организованных взрослыми. Взрослея, человек не исчерпывает необходимости пополнять эту область предметного содержания своего социального опыта, ведь его деятельность становится шире и многообразнее и теперь приходится осваивать знания «как делать» в более сложных ситуациях, например при работе с компьютером, в управлении подчиненными на службе, в товарно-денежных отношениях и т.д.

Второй уровень предметного содержания социального опыта ребенка связан с формированием «вторичного знания», получаемого в общении, знания «как делают другие». Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Однако это произойдет лишь при условии, что действия «другого» или сам их «продукт» как-то эмоционально затронут ребенка: заинтересуют, вызовут любопытство, удивление или тревогу, страх, ревность... В противном случае ребенок лишь заучит то, что ему сказали взрослые, организовавшие обучающую ситуацию. К сожалению, практика нашего образования до сих пор исповедует принцип «готового знания». Мы стремимся сообщить детям массу сведений из разных областей, добиваемся, чтобы они заучивали множество информации, специально отобранной авторами образовательных программ и учебников. Но огромные массивы информации, накопленные цивилизацией к XXI в., не могут в виде «готового знания» стать достоянием социального опыта современных детей.

Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализирует та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

— воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

— вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

— предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

— предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Но возникает закономерный вопрос: как же на потребностном уровне в социальном опыте личности соотносятся предметная деятельность и общение? Здесь стоит обратиться к концепции персонализации Артура Владимировича Петровского. Он в ряде работ, написанных в 80-е гг. XX в., убедительно обосновал наличие у индивида особой социогенной потребности «быть личностью», т. е. потребность в персонализации.

Эта своеобразная потребность реализуется как стремление субъекта продолжить себя в других людях, поделиться с окружающими своим бытием и за счет этого проявиться перед этими людьми как личность. «Стремясь включить свое "Я" в сознание, чувства и волю "других" посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации».'

Из потребности персонализации, как считает А.В. Петровский, выстраивается основной «каталог» социальной мотивации личности: от потребности в любимом человеке, чтобы обрести в нем «инобытие», до самооценки, которая позволяет выяснить успешность или неуспешность персонализации.

Обращение к концепции персонализации позволяет понять внутренний механизм присвоения социального опыта как на уровне взаимодействия старшего и подрастающего поколений, так и в процессе социального становления личности ребенка. Потребность индивида быть личностью удовлетворяется в деятельности, которая для других людей (или для другого человека) должна быть значима. Чтобы транслировать некие ценности окружающим, индивид уже должен располагать некими мыслями, знаниями, художественными образами, он уже должен успеть сам нечто открыть, сконструировать, выдумать.

То есть социальный опыт личности является предпосылкой ее персонализации, а на новом уровне — результатом. Здесь приоткрывается проблема особой значимости социального опыта ребенка в акте его персонализации. Без проявления ребенком своего детского (бесспорно, несоразмерного взрослому) социального опыта в акте взаимодействия со сверстниками и даже взрослыми он не сможет рассчитывать на то, что участники этого акта (по природе социализаирующего, воспитательного) будут способны увидеть в нем личност

Спасибо вам за работу на занятии.

Все свободны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: