Конституционные основы права собственности на природные ресурсы и объекты. Общая характеристика правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы

Основы права собственности на природные ресурсы определе­ны Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, го­сударственной и иных формах собственности (в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.)

Субъективное право собственности (совокуп­ность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности) на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование нахо­дящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции РФ: владение, пользование и распоря­жение землей и другими природными ресурсами осуществля­ются их собственниками свободно. Но это правило право не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соот­ветствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов сво­боден в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом ас­пекте можно рассматривать в двух качествах:

1) как правовой ин­ститут

2) как совокупность правомочий собственника

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ.

Имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:

1. признак овеществленности;

2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;

3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.

 

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством.

19. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы.

Вопрос об объектах права собственности на природные ресур­сы можно рассматривать в двух аспектах:

- какие именно природ­ные ресурсы в соответствии с законодательством являются объек­тами права собственности.

- какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ст. 9 Конституции РФ в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности могут нахо­диться земля и другие природные ресурсы. В природоресурсном законодательстве право собственности ус­тановлено: на землю и земельные участки, недра и участки недр, животный мир, объекты животного мира, водные объекты, земли лесного фонда, лесные участки, водные биоресурсы, природные лечебные ресурсы, особо охраняемые природные территории.

Субъекты права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот пере­чень субъектов — исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление феде­ральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Есть также муниципальная собственность по аналогии с гос.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Согласно ст. 36 ВК РФ обособленные водные объекты (замкнутые водоемы — небольшие по площади и непроточные искусствен­ные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими по­верхностными водными объектами. Предельные размеры обособ­ленных водных объектов определяются земельным законодатель­ством РФ), также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юриди­ческим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собствен­ностью) являются ЗУ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собствен­ность. ЗУ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в соб­ственность граждан и юридических лиц, за исключением земель­ных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. ЗК РФ предусмотрел ограничения права част­ной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности ЗУ, находящимися на приграничных территориях, пере­чень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ.

+ Чтобы быть объектами права собственности природные ресурсы должны быть признаны имуществом и участвовать в гражданском обороте, а еще быть индивидуализированными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: