Программное содержание:
Обобщить, уточнить знание детей о воздухе; закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о назначении воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположения, мнение, обосновывать его. Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
Эмблемы (воздушные шары синего, красного, зеленого цвета по количеству детей), 5 емкостей для воды, 4 стакана, салфетки, целлофановые мешочки, ком земли, кусочек кирпича, губка, мольберт, магнитофон, грамзапись грозы, дождя, ветра. 2 рисунка: чистый город, грязный город, фломастеры, цветные карандаши, бумага, фишки, мяч.
Предварительная работа: проведение серий опытов о воздухе с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок- исследований, наблюдений, изготовление вертушек, веера.
Ход занятия:
Дети с воспитателем стоят полукругом в группе, вдруг в группу влетает воздушный шар с привязанным за ниточку письмом. Воспитатель предлагает детям прочесть письмо.
Воспитатель: Ребята, это письмо пришло от невидимки, он хочет узнать у нас, знаем ли мы его. Но для этого нам предстоит выполнить задания. Вы согласны?
Тогда подойдите ко мне, и мы разгадаем кто же такой невидимка.
- Ребята, скажите, что находится вокруг нас? (мебель, игрушки, цветы…)
А чего же нам в комнате не видно? (воздух)
Что вы знаете о воздухе? (он невидимый, прозрачный, бесцветный)
Так кто же этот загадочный невидимка? (воздух)
Ребята, а откуда вы узнали, что в группе находится воздух? (если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать).
Воспитатель: Молодцы дети, а сейчас представьте, что вы ученые, а они работают в лабораториях. У нас тоже работают 3 лаборатории, нам нужно разделиться на три группы, подумайте, как лучше это сделать? (разделиться по эмблемам)
Перед учеными стоит такая задача: постарайтесь в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем это доказать. Прошу исследователей воздуха пройти в свою лабораторию (дети расходятся за столы и проводят опыты с воздухом, используя оборудование и материалы).
Воспитатель: Итак, начинаем заседание ученого совета. О своем открытии расскажут ученые лаборатории № 1, №2, №3. (дети делают выводы по проведенным ими опытам)
- Молодцы ребята вы доказали, что воздух находится всюду вокруг нас. А сейчас закройте глаза и послушайте, что это за звук и скажите, что он вам напомнил?
(звучит запись грозы, ветра, дождя)
Воспитатель: - Откуда взялся дождь? (это ветер пригнал тучи)
-Что такое ветер? (это движение воздуха)
Покажите ладонью, как можно почувствовать ветер (дети ладонью, а затем веером машут перед лицом)
Что вы при этом ощущаете? (прохладу, свежесть.)
Проводится физминутка.
Воспитатель: Ребята, а ветер для человека хорошо или плохо?