Множество разнородных подходов, что вызывает трудности в их описании и классификации. Трудности в классификации связаны с тем, что они редко используются в чистом виде: обычно исследователи прибегают к разнородным, альтернативным подходам, т.к. общество неоднородно. Поэтому классификация достаточно условна. Исходя из принадлежности двум важнейшим подходам: идиографическому и номотетическому.
Идиографический метод направлен на выявление, описание и интерпретацию индивидуально-неповторимых особенностей единичного объекта. Номотетический - описание и объяснение закономерных, всеобщих связей класса объектов. Номотетический связывается с естествознанием, идиографический — с социально-гуманитарными науками. Но такое разделение не всегда плодотворно. Во-первых, познание сопряжено с выявлением общего, законосообразного, т. е. того, что поддается объяснению. В социально-гуманитарном познании это общее определяется как типическое. Во-вторых, и при изучении природы исследователь сталкивается со случайными явлениями, которые оцениваются как «помехи» и относит к adhoc, т. е. применительно к данному случаю. В-третьих, социальность исследуется преимущественно номотетическим методом, а человек - идеографическим. Уместен принцип дополнительности, обращение к обеим методологиям.
Номотетические подходы: А) Натуралистический подход - методология и установки классического естествознания. Требование объективности при изучении общества, стремление элиминировать субъективно-личностное, заменив его понятием «масса», «толпа». Ррассмотрение общественных процессов как имеющих собственную логику существования. Требование математизации обществознания, установка на раскрытие законов общественного развития (смену общественно-экономических формаций Маркс определял как закономерный естественно-исторический процесс). К обществознанию предъявлялись требования и критерии оценки результатов познания, принятые в естественных науках: должны быть объективными, общезначимыми, достоверными, проверяемыми, инвариантными. Номотетические методы имели основания в индустриальных обществах, где формируются монополии распространяющие свое влияние во всем мире. Стандартизация охватывает все сферы жизни (СМИ). Мегаполисы создают условия анонимности, стандартизации личности. Создается общество «массового потребления», личность становится «колесиком и винтиком» огромного социального механизма. Выражен у Маркса – формации.
Б) Логико-гносеологический подход - выявление закономерностей общественного развития. Остается в стороне дискуссия о существовании таких закономерностей. Поиск закономерностей ограничивался сферой географического детерминизма, описания социальных процессов в терминах синергетики, социобиологии, либо технологического (Д. Белл) или экономического (Маркс) детерминизма. Научное объяснение исторического процесса в рамках философии, т.е. объективное рассмотрение общества, исходя из реальных фактов, того, что имеет внутреннюю логику бытия. Пример - социальная философия марксизма: общество - сверхсложная саморазвивающаяся система, общая для всех стран, находящихся на одинаковой стадии экономического развития. Все компоненты общества, образующие диалектическое единство, определяются производственными отношениями, совокупность которых составляет базис, т. е. экономическую основу общества. Формируется общество конкретно-исторического типа с присущими общественными отношениями - общественно-экономическая формация. Смена формаций - закономерный, естественно-исторический процесс, обусловленный диалектикой производительных сил и производственных отношений. История - процесс порождения коммунизма — общества всеобщего равенства. Все предшествующие формации – предыстория, коммунизм — подлинная история. Формации - результат классовой борьбы и ее высшей формы - социальной революции. История всех обществ - история борьбы классов, поэтому в оценке общественных явлений необходим классовый подход.
В) Системный подход призван выявить универсальные признаки общественной организации, важнейшие элементы социальной структуры, ее упорядоченность и закономерные связи и отношения ее элементов. Предполагает выявлять системообразующие факторы общественной жизни: производственные отношения, базирующиеся на исторически конкретных формах собственности на средства производства; уровень развития техники и технологии, позволяющие различать архаичные общества, допромышленный, промышленный этапы, индустриальное и постиндустриальное (информационное) общества. Ряд исследователей системообразующими началами называют цивилизацию и культуру. Данная концепция не позволяет ограничиваться номотетическим подходом, поскольку культура индивидуальна и неповторима.
Г) Структурно-функциональный подход - определение механизмов производства и воспроизводства общества. У Маркса источник общественного прогресса — диалектика производительных сил и производственных отношений, а реальная движущая сила - классовая борьба, высшая форма которой социальная революция. В XX веке идея М. Вебера о действии равноправных факторов исторического процесса. Ряд современных теорий выдвигают на первый план такие факторы, как техника, промышленность, информационные системы, коммуникация, глобализация и другие.
Идиографические методы: А) Антинатуралистические программы базируются на абсолютизации специфики общества, не редуцируемого к природным закономерностям. Ставятся проблемы, общие с но- мотетическими, но решаются по-своему. По характеру источника социальных изменений выделяются концепции, абсолютизирующие значение социокультурных факторов (цивилизационный подход), экономических детерминант (формационный подход); научно-технического прогресса (технократические концепции). Понятие общества и его основные особенности в социальной философии рассматриваются с противоположных концептуальных установок: как реальности надличностной, внешней по отношению к личности и определяющей ее жизнедеятельность, либо как продукт человеческой деятельности, формируемый и модифицируемый жизнью людей. Антинатуралистические установки обогатили понятийный и концептуальный аппарат социально-гуманитарного познания. Получили теоретический статус понятия «жизнь» как категория культуры и общества, «хронотоп», фиксирующий специфику социального пространства и времени и их единство; более глубокое содержание понятий «сущность и существование», «личность», «деятельность и творчество», «объективация» и др. Цивилизационный подход.
Б) Исторический метод. История - одна из древнейших дисциплин социального познания. В ней свои методы исследования исторических фактов, их интерпретации, способов реконструкции исторических событий и т. д. Исторический подход к социальным явлениям универсальный. Философия истории анализирует проблем исторического познания, имеющие методологическое значение: направленность исторического процесса, существование закономерностей развития общества, соотношение идиографических и номотетических методов, возможности и ограничения использования герменевтики для истолкования исторических фактов, критерии достоверности исторических фактов и др. Рассматривает исторические факты как индикаторы, позволяющие судить о состоянии общественного сознания в конкретный период, оценивает их значимость, выявляет связь с другими историческими фактами, реконструируя направленность исторического процесса в конкретный период.
В) Антропологический подход концентрируется на человеческом факторе общественной жизни, т.к. социальная реальность конструируется людьми (Бергер П., Лукман Н. и др.). Философия рассматривает деятельность людей как проявление биологической природы, либо как социальных субъектов, либо как коллективного субъекта. Вебер опирался на идеи Риккерта: взаимосвязь бытия и сознания строится на основе отношения субъекта к ценности (экономическим, эстетическим, религиозным и моральным). Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма» анализирует влияние ценностей протестантской этики на утверждение промышленного капитализма, который возник благодаря хозяйствующим субъектам — предприниматели и рабочие. Высшее благо в наживе. Принципы рационализма господствуют во всех явлениях западной культуры: в науке, искусстве. Наивысшее осуществление ценности рационализма получили в сфере предпринимательства (бухгалтерская отчетность, ценные бумаги и биржи).
Вебер говорил о социальном действии, которое включает два момента: субъективную мотивацию индивида и ориентацию на других. Типы социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное и традиционное. Те, кто управляет, ожидают, что их командам будут подчиняться; те, кем управляют, ожидают разумных директив.
Г) Аксиологический подход. Человек - существо аксиологическое: его отношение к природе, обществу, другим людям никогда не бывает аксиологически нейтральным, всегда соизмеряется с потребностями, мотивами, целями. Социальная философия осуществляет ценностный подход, исходя из определений смысла бытия человека в мире и смысла истории. Одна из основных задач философии истории - поиск смысложизненных ориентиров, определение приоритетных задач в каждый период существования. В переломные периоды жизни встают вопросы о смысле существования. Аксиологический подход широко распространен во многих концепциях. У Платона и Аристотеля оценка государства и его типов. В Средневековье главная сила общественного развития божественное провидение. Аврелий Августин: смысл истории - в движении к вечности, смысл жизни человека - в служении Б-гу, в преодолении греховности. В эпоху Просвещения исторические события оценивались критерием разумности. Николай Кондорсе: идея проникновения разума во все сферы человеческого общества. Идея торжества Разума как смысла истории у Гегелем: история - прогресс абсолютного духа, мирового Разума, который реализуется через дух отдельных народов, призванных выполнить особую миссию. Ход истории «разумен», т. е. определяется объективными закономерностями, прокладывающими себе дорогу независимо от случайностей. Смысл истории - в самопознании абсолютного духа. Марксизм также реализует ценностный подход. Смысл истории - движении к коммунизму, который - решение загадки истории.
Позднейшие поиски смысла истории - вариации тезиса о смысле истории как воплощения некоторого идеала. Содержание идеала различно: технократические иллюзии, идеал общества массового потребления, информационного общества, общества всеобщего равенства и т. д. Бердяев: смысл истории как смысл жизни человека может быть определен лишь тогда, когда история закончится. Но о смысле истории можно говорить, опираясь на понятия свободы, творчества. В движении истории пытается найти тенденции, которые сокращают власть объективации над человеком и утверждают торжество его свободы и творчества.
Сегодня вопрос о смысле истории актуален в связи с глобализацией. Актуальны идеи, утверждающие связь времен и народов, взаимопонимание между народами, обеспечивает сохранение и приумножение духовного богатства, реализацию свободы и творческого потенциала.
Д) Концецпия культурно-исторических типов. В XIX в. оформилась теория культурно-исторических типов. Понятие культурно-исторических типов было введено в социологию Н. Я. Данилевским, история - взаимоотношения «самобытных цивилизаций». Их развитие определяется такими законами, как языковая общность этнических групп и политическая независимость народов, составляющих цивилизацию; они не передают основы одного типа другим, хотя и испытывают влияние других цивилизаций (предшествующих и современных); этническое разнообразие и общность хода развития всех цивилизаций, которые претерпевают стадии роста, краткого периода цветения, истощающего навсегда их жизненную силу. Идеи Данилевского получили развитие в концепциях Шпенглера и Тойнби, но научное обоснование им дал П. А. Сорокин: общество как интегральное целое, создаваемое взаимоотношениями индивидов и социальных групп друг с другом и с обществом, обусловленными их деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей.определял общество с позиций признания многообразия социокультурных систем, находящихся в сложном движении по горизонтали, вертикали и в виде колебаний.
Е) Философская герменевтика. Это наука об истолковании и понимании текстов. Начало поисков специфики наук о «духе» положил В. Дильтей. Герменевтика расширяет область интерпретации и понимания как выявления смысла не только идей, объективированных в предметах культуры, но и в отношении человека к миру. Человеческое бытие есть бытие понимающего мир субъекта, а задача герменевтики - быть посредником между автором текста и его адресатом. Текст - это реальность, смысл которой несводим к замыслу автора или его экспликации субъектом восприятия. Поиск той меры, которая разделяет субъективизм и объективизм, составляет одну их важнейших проблем философской герменевтики.
Итог многообразию подходов - две полярные методологии: общество трактуется либо как некая надличностная система, либо как совокупность взаимоотношений людей. В соответствии с первой установкой общество определяется как система экономических, социальных, политических и духовных подсистем. В соответствии со второй установкой общество - продукт совместной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни и определяющей содержание и характер их взаимоотношений.