Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы, их научное значение

 

Идиографический метод направлен на выявление, описание и интерпретацию индивидуально-неповторимых особенно­стей единичного объекта. Номотетический - опи­сание и объяснение закономерных, всеобщих связей класса объектов. Номотетический связывается с естествознанием, идиографический — с социально-гуманитарными науками. Но такое разделение не всегда плодотворно. Во-первых, познание сопря­жено с выявлением общего, законосообразного, т. е. того, что под­дается объяснению. В социально-гуманитарном познании это общее определяется как типическое. Во-вторых, и при изучении природы исследователь сталкивается со случайными явлениями, которые оцениваются как «помехи» и относит к adhoc, т. е. применительно к данному случаю. В-третьих, социальность исследуется преимущественно номотетическим методом, а человек - идеографическим. Уместен принцип дополнитель­ности, обращение к обеим методологиям.

Номотетические подходы: Натуралистический подход (формации Маркса) - методология и установки классического естествоз­нания. Требование объективности при изучении общества, стрем­ление элиминировать субъективно-личностное, заменив его понятием «масса», «толпа». Ррассмотрение общественных процессов как имеющих собственную логику суще­ствования. Требование математизации обществознания, установка на раскрытие законов общественного развития (смену общественно-экономических формаций Маркс определял как закономерный естественно-исторический процесс). К обществознанию предъявлялись требования и критерии оценки результатов познания, принятые в естественных науках: должны быть объек­тивными, общезначимыми, достоверными, проверяемыми, инвариантны­ми. Номотетические методы имели основания в индустриальных обществах, где формируются монополии распространяющие свое влияние во всем мире. Стандартизация охватывает все сферы жизни (СМИ). Мегаполисы создают условия анонимности, стандарти­зации личности. Создается общество «массового потребления», личность становится «колесиком и винтиком» огромного соци­ального механизма.

Идиографические методы: (цивилизационный подход) Антинатуралистические программы базируют­ся на абсолютизации специфики общества, не редуцируемого к при­родным закономерностям. Ставятся проблемы, общие с номотетическими, но решаются по-своему. По характеру источника социальных изменений вы­деляются концепции, абсолютизирующие значение социокультурных факторов (цивилизационный подход), экономических детерминант (формационный подход); научно-технического прогресса (технокра­тические концепции). Понятие общества и его основные особенности в социальной философии рассматриваются с противоположных концептуальных установок: как реальности надличностной, внешней по отношению к личности и определяющей ее жизнедеятельность, либо как продукт человеческой деятельности, формируемый и модифицируемый жизнью людей. Антинатуралистические установки обогатили понятийный и концептуальный аппарат социально-гуманитарного познания. Получили теоретический статус понятия «жизнь» как категория культуры и общества, «хро­нотоп», фиксирующий специфику социального пространства и време­ни и их единство; более глубокое содержание понятий «сущность и существование», «личность», «деятельность и творче­ство», «объективация» и др.

Антинатурализм подчеркивает, во-первых, созданный, сконструированный характер социальной реальности. В центре социального и гуманитарного анализа оказывается субъект, его мотивы, ценности, идеалы, выбор и предпочтения. Во-вторых, в содержание социальной реальности, как объекта изучения, включаются теперь не только глубинные, устойчивые сущностные черты и свойства человека, общества, культуры, но и разнообразные проявления повседневности: «естественные» (самоочевидные) условия человеческой жизнедеятельности, мир здравого смысла, быта, разговорной речи, предрассудков и стереотипов. В-третьих, культуроцентризм подчеркивает подвижный, текучий, динамичный характер социальной реальности: она всегда множественна, открыта, незавершенна. Отсюда внимание социального познания к плюрализму культур, форм собственности, хозяйства и организаций, культур, ориентации сознания и поведения. Наряду с закономерным, типичным предметом анализа становится случайное, маргинальное, отклоняющееся от норм и стандартов.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: