Это методы на базе которых строится обыденное и научное познание:
-Анализ – расчленение целого
-Синтез – соединение частей
-Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и выделение отдельного интересующего момента
-Обобщение – устанавливаются общие свойства и признаки
-индукция – от частного к общему
-дедукция – от общего к частному
Аналогия – на основе сходства объектов в одних признаках вытекает сходство в других
-Моделирование – исследование путем создания копии объекта, замещающей оригинал с определенных интересующих сторон.
Истина как процесс.
Истина – это внутреннее противоречивый процесс, дв-ие от знания ограниченного, приблизительного ко все более глубокому, точному и всеобщему.
Любая конкр. истина как рез-т проц-са познания относительна, т.к. мышл-е отражает свой об-т в известных пределах, условиях, знаниях. Абс. истина – это такое знание, кот. полностью исчерпывает предмет и не м.б. опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Достиж-е абс. истины – идеал познания. Чел-во движется по пути овладения абс. истины, кот. в этом смысле складывается из сумм относит. истин.
|
|
Теория познания. Важнейшим пр-пом теории познания явл-ся пр-п конкретности истины, требующий точного учета всех условий, выделение главных существенных связей и тенденций развития этого об-та. Критерий истины заключается в практике, но практика в кач-ве критерия истины: а) относительна; б) д. браться во всем своем объеме, т.е.:
-как исторический проц-с; -системно, как общечел. практика.
Критерии истинности: 1) Логическая противоречивость знания; 2) Простота;
3) Красота (совершенство). Вместе с тем, логический критерий явл-ся производным от логического, т.к. формир-е логич. мышл-я происходит на основе логич. деят-ти.
Ленин: Практика чел-а закрепляется в сознании фигурами логики.