Общественное производство человеческой жизни

Так как содержанием общественной жизни является производство человека, то можно выделить три основные сферы производства:

1. материальное

2. социальное

3. духовное

материальное производство включает создание предметов. Предназначенных для поддержания физического существования и развития людей.

Между индивидами, социальными группами формируются следующие материальные отношения:

- по непосредственному участию в изготовлении вещественных благ

- по распределению, обмену и приобретению этих благ

- рождение детей, а также организация условий для их нормального физического развития в наличной экологической среде. Социальное производство составляют различные действия, направленные на:

- воспроизводство существующей социально-классовой структуры

- формирование новых социальных групп

- обуславливающие жизненный путь индивидов, его содержание, структуру, этапы.

Отношения, которые играют главную роль в социальном пространстве:

- социализация детей и молодежи

- продвижение индивида по ступеням социально-должностной иерархии

- отношения социального обеспечения.

В рамках социального производства главное – формирование индивидов определенного социального качества Духовное производство – производство сознания в форме идей, теорий, концепций

- трансляция культуры (сохранение и передача культурной информации в процессе обучения, воспитания).

Цели духовного производства – преобразование предметного мира (стыкуется с материальным производством)

- формирование идеологических отношений в обществе (соединяется с социальным производством).

 

21. Жизненный путь индивида: понятие и структура, закономерности. Жизненный путь и судьба.Сложилось несколько противоречащих друг другу представлений о причинах, по которым формируется тот или иной жизненный путь.Широкое распространение получила вера в тотальное предопределение всех событий жизненного пути. Все. Что происходит с индивидом считается необходимым и неотвратимым.В то же время широчайшее признание получила случайность в развитии жизненного пути. По Грибакину жизненный путь не подвержен жесткой детерминации, он всегда остается открытым для изменений, неожиданных поворотов, случайных событий.Истоки жизненного пути усматривались в судьбе индивида. Судьба по Грибакину – поле действительных и возможных перспектив жизнедеятельности индивида, а жизненный путь – осуществленная, персонифицированная судьба, ее конкретное выражение и воплощение. Одна судьба складывается для множества индивидов, но у каждого из них свой специфический жизненный путь. В судьбе выражены дух эпохи, исторические задачи, группы людей. Поэтому в судьбе нет ничего мистического, она может быть познана в своей сущности.Главной общественной ценностью является жизнь людей. С производства и воспроизводства жизни индивидов начинается человеческая история. Организация общества определяется способом производства жизни людей. Достойная человека жизнь – один из критериев общественного прогресса. Поэтому жизненный путь индивида следует рассматривать в единстве формы и средствами преобразования индивидами окружающей среды, приспособления природных объектов для удовлетворения материальных и духовных потребностей.Для индивида жизнь и деятельность сливаются в единое целое. Активность индивида есть его жизнедеятельность, проявление и реализация им своего жизненного потенциала, способ утверждения собственного Я, продление жизни. Жизнедеятельность индивида – всегда творчество, ориентированное сначала на себя, а потом уже на предметный и духовный мир общества, социальные отношения. Творчество, творческий труд есть в первую очередь самотворчество, в котором индивид формирует себя как личность. Жизнь индивида состоит в том, чтобы создавать свою индивидуальность и для себя и для других, чтобы выражать и проявлять себя.Жизненный путь индивида формируется в результате взаимодействия объективных условий деятельности людей и их субъективных желаний, стремлений, интересов, умения выбирать. Жизненный путь – поэтапное включение каждого человека в систему общественных отношений, последовательная смена способов жизнедеятельности. При этом поэтапность, ступенчатость развертывания активности индивида характеризует жизненный путь скорее всего с внешней стороны, т.е. его форму. Внутренний стержень жизненного пути – преобразовательная деятельность индивида. Жизненный путь есть базирующийся на локализованных во времени биологических предпосылках социально-творческий процесс последовательного преобразования индивидом природы, общества и самого себя. Противоречия, присущие общественным отношениям, определяют и противоречия жизненного пути, придают ему объективность. Индивид не тождественен своему жизненному пути: он всегда различает себя как деятеля и свой жизненный путь как результат собственной деятельности. Пройденный путь не исчезает, не переходит в чистое небытие, а материализуется в продуктах творчества, связях опыте.Итак, жизненный путь индивида как характеристика историчности человеческого бытия имеет двойственную природу. С одной стороны, это последовательное использование биологических возможностей человеческого организма. Подчиненного законам онтогенетического развития, а с другой – специфическое общественное отношение, выражающее смену способов жизнедеятельности индивида.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: