Понятие и признаки творчества

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.С точки зрения диалектико-материалистической философии, творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе познания объективных законов действительности.В природе творчества нет, а происходит развитие. Акт творчества предлагает бытие и действие творца. Субъект творчества может быть лишь человек как общественно-развитое существо. Признаки творчества:

1. качественная новизна продукта творческого акта: -неповторимость, оригинальность по результату и по характеру достижения этого результата;

- уникальность должна пониматься не только как индивидуальная, но и как общественно-историческая. Новизна продукта творчества должна быть значима в исторических масштабах. Творчество включает 2 момента:

- открытие (получение нового в системе человеческих знаний)

- изобретение (создание того, чего не было до сих пор не только в системе знаний, но и в самом объективном мире).

2. атрибутивная связь творчества с человеческой свободой.

Творчество – высшее проявление свободы человека.

3.атрибутивная связь с игрой

Творчество – проявление и результат свободной игры существенных сил человека.

4. парадоксальность творчества:

- парадокс «Сократа- Платона». С одной стороны, творчество предполагает открытие ранее неизвестного. С другой стороны – творчеству предзаданы некоторые смысловые координаты. - Бердяев: творцы всегда зависят от социальной среды, социальных сил, исторической эпохи. Но с другой стороны, любой творец творит из ничего, творит из самого себя. - представители религиозной философии – Франк: с одной стороны, творчество предполагает самостоятельность творца и его собственных усилий. С другой стороны, творчество предполагает зависимость творца от некой сверхчеловеческой реальности => творческая сила – божий дар. - считается, что творец предшествует своему творению. Но с другой стороны считается, что творение и творец рождаются одновременно – в акте творчества обновляется сам творец.

5. творчество неотделимо от нетворческой деятельности.

Всякий человек, вносящий в окружающий мир отпечаток своей личности, уже в силу этого является творцом.Любое репродуктивное действие психологически связано с восприятием результата этого действия как своего собственного создания.

Предпосылки творчества:

1. функциональная организация человеческого мозга.

2. память и способность человека свободно оперировать богатством хранящейся в памяти информации

3. способность человека мыслить по аналогии

4. интуиция

5. способность человека относиться к миру особым образом, постигать его всей целостностью человеческого существа (рационально, эмоционально, эстетически, нравственно)

 

51. Познавательное отношение человека к миру. Материалистическая диалектика исходит из того, что мир познаваем как он существует объективно (сам по себе), хотя человеческие знания не являются зеркальным отражением объективной реальности. Познание диалектично и представляет собой бесконечный процесс, т.к. бесконечен в своих свойствах и проявлениях объективно-существующий мир. Познавательное отношение человека к миру является необходимым элементом всей системы отношения человека к миру. материализм XVIII века (классический французский материализм эпохи Просвещения) исходил из так называемой «гносеологической робензонады», т.е. полагал, что суть процесса познания состоит в восприятии мира индивидом (отдельным человеком). Позиция диалектического материализма такова: вне общества нет человека => нет и субъекта познания. Отдельные люди, коллективы людей могут быть субъектами познания благодаря тому, что они вступают между собой в определённые общественные отношения, т.е. субъект познания не может в принципе стать таковым, не будучи включённым в систему общественных отношений. Субъект познания – это индивид или человеческий коллектив, взаимодействующий с объектом познания. О субъекте познания можно судить уже по тому, что выступает для него объектом познания. С другой стороны – многие объекты познания – это явления природы, уже преобразованные человеком; в этом случае становится очевидной зависимость объекта познания от степени развития практической деятельности человека. Современный материализм исходит из того, что объяснить (познать) мир мы можем в той мере, в какой мы его изменяем и преобразуем в своей практической деятельности. В широком смысле субъектом познания является общество в его историческом развитии, а объектом познания выступает объективный мир, но только в тех границах, в которых общество с ним взаимодействует и включает его в сферу своих практических интересов. Процесс познания – это результат взаимодействия субъекта и объекта познания.

Понятие практики претерпело существенные изменения в своем философском содержании: 1.марксизм: практика – материальная чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной реальности, составляющая всеобщую основу и движущую силу развития общества и познания. Практика –

1. вид объективной реальности

2. совокупная деятельность людей по преобразованию природного мира в мир социальной предметности, самого человека и системы общественных отношений.

Виды практики: - материально-производственная - социально-преобразующая

- научный эксперимент Функции практики: - онтологическая – практика – способ преобразования, обновления человеческих отношений и природы. - гносеологическая – практика – основа и цель познания, критерий истины Определение практики, сформировавшееся в рамках марксизма, ориентировано на эпоху индустриального развития. В современной литературе по гуманитарным наукам имеются определения, которые претендуют на статус универсальных по отношению к этапам цивилизационного развития. Кемеров: практика – многообразие способов реализации человеческого бытия в различных формах закрепления воспроизводства и развития человеческого опыта, процесс перехода накопленного опыта людей в условиях их жизни, в средствах их деятельности, в схемы их самоутверждения. Общественно-историческая природа познания объясняется зависимостью познания от практики. Процесс познания социально-культурно обусловлен.

Субъект познания всегда использует общественно выработанные формы и средства познавательной деятельности. В процессе познания всегда имеется социально ценностный аспект, а полученный субъектом знания всегда слиты с ценностными установками данного субъекта.

Противоречия практики:

Материальнаости Практика осуществляется с помощью материальных средств и ведет к созданию материальных продуктов Идеальности Практика – целенаправленная деятельность, предполагающая идеальные средства и компоненты
Опредмечивание распредмечивание
Абсолютности Практика – единство абсолютности Практика – субстанция человека (причина и основание всех изменений, которые происходят в обществе и мире) Относительности Практика никогда не завершена, всегда имеет исторический характер
Универсальность Практику нельзя отождествлять с одним ее видом. Вся общественная жизнь является по существу практической Уникальность Практика предполагает своеобразие Это уникальное сочетание всеобщего и непосредственно действительного
Естественно-исторического Практика развивается по объективным законам Социокультурного Практика предполагает человеческую субъектность. Т. е. сознание и волю человека, определенную меру свободы Практика предполагает сущностные силы человека, которые являются продуктом сугубо-культурного развития

 

Познание – социально опосредованная, исторически развивающаяся, находящаяся в единстве с предметно-практической деятельностью, деятельность отражающая направленность на получение знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: