Понятие о диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Исторические формы диалектики

Термин «диалектика» был введен Сократом и означал искусство обнаружения истины путем столкновения двух противоположных мнений (греч. dialektike techne – искусство беседы). Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии.

– учение о развитии взаимосвязи всего и со всем.

В мире всё находится в противоречии. Противоречие порождает одну истину.

Эмпирические наблюдения древних выявили одну из существенных характеристик мира – противоречивость. Было замечено, что в процессе развития предметы, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, исключающих друг друга, разнонаправленных тенденций развития. Противоречие, заключенное в самом предмете, рассматривалось как источник движения, развития. Наиболее ясно и полно эти представления выражены в философии Гераклита. Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл Зенон Элейский, глубоко понявший противоречивость движения через соотношение прерывного – непрерывного, конечного – бесконечного (апории Зенона).

Платон рассматривает диалектику как метод познания, который через разъединение и соединение понятий (анализ, синтез) помогает постичь идеи, продвигает мысль от низших понятий к высшим.

В целом древнегреческие мыслители сумели подняться до осознания всеобщей противоречивости бытия как единого и множественного, постоянного и изменяющегося.

Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией и, главным образом, с учением Гегеля, создавшим одну из первых классических моделей диалектики нового времени.

Гегелевское учение о развитии и взаимосвязи унаследовал диалектический материализм. Его основатели Маркс и Энгельс истинное значение гегелевской философии видели в том, что она принципиально отрицала окончательный характер результатов мышления и деятельности людей. Истина представлялась не в качестве системы неизменных догматических утверждений, а, напротив, она отражала длительный исторический путь развития знания. Гегель образно говорил, что истина – это не монета, извлеченная из кармана, а процесс все большего познания мира.

Точно также, по мысли философа, дело обстоит и в области практического действия. Каждая ступень в развитии общества определяется эпохой и условиями, которым она обязана своим происхождением. Но каждое состояние общества исподволь порождает новые условия, ведущие к дальнейшим общественным трансформациям.

Диалектический материализм воспринял систему категорий гегелевской философии, однако, содержание категорий претерпело радикальные изменения. Они стали выражать не саморазвитие Абсолютного духа, а процессы развития, протекающие в различных сферах материального и духовного мира.

В связи с принципиально новой трактовкой диалектики возникает вопрос об объективной и субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления и всеобщая связь понятий.

Современные взгляды на диалектико-материалистическую модель предполагают с необходимостью и другие, а в политическом плане – противоположные аспекты развития. Наиболее плодотворным, далеко не исчерпавшим своих возможностей, реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление.

Среди исторических форм диалектики выделяют:

- диалектику древних философов

- идеалистическую диалектику классической немецкой философии

- материалистическую диалектику.

Древние диалектические учения, как правило, базировались на уяснении различных явлений, доступных различному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего, опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления разноречивых мнений, взглядов, позиций

Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Но представляя весь мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития как постоянного возникновения чего-то нового, необратимого. Это объясняется особенностями их культуры, мировоззрения.

Большой шаг в понимании развития как процесса качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым, был сделан в средние века в христианской философии. Для христианского мировоззрения жизнь – напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии), она устремлена вперед, от прошлого к будущему. Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти. Рождение человека он сопоставлял с началом истории, а смерть – со страшным судом. Эта схема в известной степени преодолевала цикличность античной модели.

Важнейшим до Маркса этапом в развитии диалектики стал немецкий классический идеализм, который в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов.

Вершиной в развитии домарксистской диалектика была идеалистическая диалектика Гегеля, который«вᴨȇрвые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» [6; 23]. В отличие от абстрактных определений рассудка диалектика, по Гегелю, есть такой ᴨȇреход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. В связи с этим диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...»

Истинно научное понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. В связи с этим материалистическая диалектика есть не только «онтологическое», но и гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической диалектикой как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены ᴨȇчатью историчности.

Главной категорией материалистической диалектики является противоречие.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: