Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика античного мира.
2. Спартанская система воспитания.
3. Афинская система образования личности.
4. Римская образовательная система.
5. Зарождение элементов педагогической теории у античных философов (Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан).
6. Идея общественного дошкольного воспитания.
7. Влияние христианской религии на образование.
Учебно-исследовательские задания
Базовый уровень
1. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
2. Дайте характеристику первых учебных заведений Древней Греции и Древнего Рима.
3. Сделайте сообщение об особенностях воспитания девочек в античную эпоху.
4. Сделайте выписки из произведений античных авторов (Платон «Законы», Аристотель «Политика», М.Ф. Квинтилиан «Наставление оратору»).
5. Кому из древних мыслителей принадлежат эти слова и как вы их понимаете:
* «…надлежащее воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души прекраснейшими и наилучшими».
|
|
* «Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учение, которое полюбить еще не имел времени и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее и в зрелом возрасте».
* «Для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы».
6. Определите положение учителя в античную эпоху и основные требования к нему.
Конструктивный уровень
1. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1) Испытания, соревнования.
2) Оратор.
3) Палочка для письма.
4) Учитель в афинской школе.
5) Философское сочинение Аристотеля.
6) Воспитатель в государственных воспитательных учреждениях Спарты.
7) Автор методики разучивания стихотворений.
8) Школа пятиборья.
9) Место приятного времяпровождения.
По вертикали:
1) Кому принадлежит фраза «Платон мне друг, но истина дороже»?
|
|
2. Сделайте сравнительный анализ изученных образовательных систем
античной эпохи и заполните таблицу 1.
3. Определите, в чем заключается своеобразие взглядов античных
философов в решении педагогических проблем и заполните таблицу 2.
Таблица 1 – Сравнительный анализ образовательных систем Древней Греции и Древнего Рима
Элементы образовательной системы | Древняя Греция | Древний Рим | |
Спарта | Афины | ||
Цель воспитания | |||
Воспитательный идеал | |||
Характер системы воспитания | |||
Типы учебных заведений | |||
Содержание обучения | |||
Методы обучения | |||
Методы воспитания | |||
Образование девочек | |||
Образование рабов |
Таблица 2 – Своеобразие взглядов античных философов в решении
Педагогических проблем
Педагогические проблемы | Платон | Аристотель | М. Квинтилиан |
Концепция | |||
Цель воспитания | |||
Факторы развития личности | |||
Умственное воспитание | |||
Нравственное воспитание | |||
Физическое воспитание | |||
Дошкольное воспитание | |||
Игра | |||
Формы и методы обучения | |||
Образование женщин | |||
Требования к учителю |
Творческий уровень
1. Составьте словарь античных понятий, которые вошли в педагогическую науку и по-прежнему актуальны.
2. Подготовьте выступление на педсовет для воспитателей по теме «Физическое воспитание детей в Спарте и Афинах. Возможность использования некоторых традиций в условиях современного дошкольного учреждения».
3. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах античных философов, и определите их вклад в зарождающуюся педагогическую теорию.
Основная литература
1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 32–59.
2. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 517 с.
3. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – С. 6–15.
4. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост.: Н.Б. Мчедлидзе [и др.]. – М.: Просвещение, 1986. – С. 14–30.
5. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. – С. 18–29.
Дополнительная литература
1. Йегер, В. Пайдея. Воспитание античного грека / В. Йегер; пер. с нем. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1997. – 336 с.
2. Лаэрцкий, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэрцкий. – М.: Знание, 1989. – 265 с.
3. Марру, А.И. История воспитания в Античности (Греция) / А.И. Марру; пер. с франц. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1998. – 432 с.
Семинарское занятие 2