В Древней Греции и Древнем Риме

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Общая характеристика античного мира.

2. Спартанская система воспитания.

3. Афинская система образования личности.

4. Римская образовательная система.

5. Зарождение элементов педагогической теории у античных философов (Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан).

6. Идея общественного дошкольного воспитания.

7. Влияние христианской религии на образование.

 

Учебно-исследовательские задания

 

Базовый уровень

 

1. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

2. Дайте характеристику первых учебных заведений Древней Греции и Древнего Рима.

3. Сделайте сообщение об особенностях воспитания девочек в античную эпоху.

4. Сделайте выписки из произведений античных авторов (Платон «Законы», Аристотель «Политика», М.Ф. Квинтилиан «Наставление оратору»).

5. Кому из древних мыслителей принадлежат эти слова и как вы их понимаете:

* «…надлежащее воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души прекраснейшими и наилучшими».

* «Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учение, которое полюбить еще не имел времени и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее и в зрелом возрасте».

* «Для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы».

6. Определите положение учителя в античную эпоху и основные требования к нему.

 

Конструктивный уровень

 

1. Разгадайте кроссворд.

 

По горизонтали:

1) Испытания, соревнования.

2) Оратор.

3) Палочка для письма.

4) Учитель в афинской школе.

5) Философское сочинение Аристотеля.

6) Воспитатель в государственных воспитательных учреждениях Спарты.

7) Автор методики разучивания стихотворений.

8) Школа пятиборья.

9) Место приятного времяпровождения.

По вертикали:

1) Кому принадлежит фраза «Платон мне друг, но истина дороже»?

 

 

                                       
                                       
                                     
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                           
                                 

 

 

2. Сделайте сравнительный анализ изученных образовательных систем

античной эпохи и заполните таблицу 1.

3. Определите, в чем заключается своеобразие взглядов античных

философов в решении педагогических проблем и заполните таблицу 2.

Таблица 1 – Сравнительный анализ образовательных систем Древней Греции и Древнего Рима

 

Элементы образовательной системы Древняя Греция Древний Рим
Спарта Афины
Цель воспитания      
Воспитательный идеал      
Характер системы воспитания      
Типы учебных заведений      
Содержание обучения      
Методы обучения      
Методы воспитания      
Образование девочек      
Образование рабов      

 

Таблица 2 – Своеобразие взглядов античных философов в решении

Педагогических проблем

Педагогические проблемы Платон Аристотель М. Квинтилиан
Концепция      
Цель воспитания      
Факторы развития личности      
Умственное воспитание      
Нравственное воспитание      
Физическое воспитание      
Дошкольное воспитание      
Игра      
Формы и методы обучения      
Образование женщин      
Требования к учителю      

Творческий уровень

 

1. Составьте словарь античных понятий, которые вошли в педагогическую науку и по-прежнему актуальны.

2. Подготовьте выступление на педсовет для воспитателей по теме «Физическое воспитание детей в Спарте и Афинах. Возможность использования некоторых традиций в условиях современного дошкольного учреждения».

3. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах античных философов, и определите их вклад в зарождающуюся педагогическую теорию.

 

Основная литература

 

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 32–59.

2. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 517 с.

3. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – С. 6–15.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост.: Н.Б. Мчедлидзе [и др.]. – М.: Просвещение, 1986. – С. 14–30.

5. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. – С. 18–29.

Дополнительная литература

 

1. Йегер, В. Пайдея. Воспитание античного грека / В. Йегер; пер. с нем. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1997. – 336 с.

2. Лаэрцкий, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэрцкий. – М.: Знание, 1989. – 265 с.

3. Марру, А.И. История воспитания в Античности (Греция) / А.И. Марру; пер. с франц. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1998. – 432 с.

 

Семинарское занятие 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: