Развитие просвещения и педагогической мысли

На территории Беларуси, Украины и России (ХVІ–ХVІІІ вв.)

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Основные формы организации школьного обучения.

2. Проникновение католицизма на территорию Беларуси и Украины и распространение католических школ.

3. Демократический характер и особенности организации учебного процесса в братских школах.

4. Влияние Реформации на развитие белорусской культуры. Деятельность протестантских и униатских школ.

5. Характеристика высшего образования на территории Беларуси, Украины и России.

6. Педагогические взгляды и деятельность С. Полоцкого.

7. Педагогические идеи Е. Славинецкого («Гражданство обычаев детских»).

 

Учебно-исследовательские задания

 

Базовый уровень

 

1. Какие основные типы учебных заведений существовали в Беларуси и Украине в XVI–XVIII вв.? Поясните особенности их возникновения, расскажите об их программах.

2. К кому предъявлялись следующие требования: он «должен быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворец, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей; но споспешник благочестия, во всем представлял собой образец благих дел» (§ 1 Луцкого устава 1624 г.)?

3. Внимательно прочитайте педагогический трактат Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских» и выделите в нем основные педагогические идеи.

4. Как вы понимаете выражение «воспитывать в страхе Божьем»?

5. Законспектируйте статью Митюрова Б.Н. «Тема семейного воспитания в трудах Симеона Полоцкого» (Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 59–61).

 

Конструктивный уровень

1. Заполните таблицу 3.

 

Таблица 3 – Характеристика деятельности братских школ

 

Типы братских школ Харак-терные черты Содержа- ние образова-ния Организа-ция учебного процесса Учеб-ные книги Видные деятели братских школ
           

 

2. Когда и где возникли в Украине, России и Беларуси первые высшие учебные заведения? Охарактеризуйте их значение как центров высшего отечественного образования. Сравните их с западноевропейскими университетами.

 

Творческий уровень

 

1. Составьте педагогический кроссворд (сканворд) по данной теме.

2. Обоснуйте актуальность некоторых педагогических идей в деятельности братских школ Западной Беларуси и Украины. Приведите примеры.

 

Основная литература

 

1. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: са старажытных часоў да 1917 г. / пад рэд. М.А. Лазарука [і інш.]. – Мінск: Нар. асвета, 1995. – С. 40–64; 138–145.

2. История дошкольной педагогики в Россиии: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1987. – С. 20–24.

3. Кулінковіч, К.А. Гісторыя педагогікі / К.А. Кулінковіч, А.А. Грымаць. – Мінск: Выд. Ул.М. Скакун, 2001. – С. 58–63.

4. Митюров, Б.Н. Тема семейного воспитания в трудах Симеона Полоцкого / Б.Н. Митюров // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 59–61.

5. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – Т. 1: Античность. Средневековье / под общ. ред. А.И. Пискунова. –С. 480–491.

Дополнительная литература

 

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост.: Э.К. Дорошевич [и др.]. – М.: Педагогика, 1986. – С. 92–109.

2. Блинова, Т.Б. Иезуиты в Белоруссии / Т.Б. Блинова. – Минск: Беларусь, 1990. – 110 с.

3. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. – М.: Академия, 2001. – С. 93–105.

4. Мещеряков, В.Н. Братские школы Белоруссии XVI–XVII вв. / В.Н. Мещеряков. – Минск: Изд-во БГУ, 1977. – 56 с.

 

 

Семинарское занятие 3

 

Педагогическая система Я.А. Коменского (1592–1670 гг.)

Вопросы для обсуждения

1. Основные этапы жизненного пути и педагогическая деятельность Я.А. Коменского.

2. Роль воспитания в формировании личности, его цель и задачи.

3. Принципы природосообразности.

4. Возрастная периодизация и система школ.

5. Дидактика Я.А. Коменского и обоснование классно-урочной системы организации школьного обучения.

6. Вклад Я.А. Коменского в развитии дошкольной педагогики («Материнская школа»).

 

Учебно-исследовательские задания

 

Базовый уровень

 

1. Ознакомьтесь с произведениями Я.А. Коменского «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» и закончите высказывания чешского педагога:

«…всегда, играя с ними, дети будут развивать в теле …, в уме – …, а во всех членах – …».

«Признаки, по которым можно сделать заключение о способности детей посещать общественные школы:

1) ….

2) ….

3) ….».

«Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей. Но это образование должно быть …».

2. О каком дидактическом правиле Я.А. Коменский говорил: «Все, что только можно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия глазом, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами»?

3. Подготовьте сообщение по теме «Роль учителя (воспитателя) в образовании детей и требования к нему».

 

Конструктивный уровень

 

1. Изобразите схематически возрастную периодизацию Я.А. Коменского с системой школ. Определите основные задачи обучения.

2. Заполните схему 1.

 

Теория обучения Я.А. Коменского

   
 
Дидактические принципы  
 
   
 

 

     
 
Естественные методы обучения  
 
   
 

 

Форма организации обучения    

Схема 1

 

3. Заполните таблицу 4.

 

Таблица 4 – Программа воспитания в материнской школе

Основные направления Содержание
Физическое воспитание  
Умственное воспитание  
Трудовое воспитание  
Нравственное воспитание  
Подготовка детей к школе  

Творческий уровень

1. Обоснуйте актуальность основных педагогических идей Я.А. Коменского, приведите примеры. Разработайте вопросы для дискуссии.

 

Основная литература

1. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. – М.: Академия, 2001. – С. 28–35.

2. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – С. 19–28.

3. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1986. – С. 43–72.

4. Латышина, Д.И. История педагогики / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – С. 22–35.

5. Плеханов, А. Я.А. Коменский: материнская школа / А. Плеханов // Дошк. восп. – 1992. – № 5–6. – С. 41–46.

Дополнительная литература

1. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1999. – С. 172–178.

2. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци / сост.: В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.

3. Смоляницкий, С.В. Три века Яна Амоса Коменского / С.В. Смоляницкий. – М.: Дет. лит., 1987. – 207 с.

 

Семинарское занятие 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: