Правовое государство и правовой статус личности

Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности в правовом государстве, провозглашаются в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя» и гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Эти конституционные принципы являются исходными, для формирования правового статуса личности в стране, как то: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; равенство всех перед законом и судом и т. д.

Формируя правовой статус личности, принципы правового статуса личности как признаваемые и охраняемые правом, государством начала, позволительно говорить о том, что, исходя из них, осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение его обязанностей, одновременно принципы определяют содержание самого правового статуса.

Таким образом, делаем вывод о том, что принципы правового статуса человека и гражданина – это основополагающие начала или руководящие идеи, провозглашаемые в нормативных правовых актах и охраняемые государством, положенные в основу реализации, осуществления, защиты и применения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Важно то, что основные принципы, положенные в основу содержания правового статуса личности получили свое закрепление именно в Конституции РФ 1993 г., хотя понятно, что это лишь некоторые, самые значимые, но не все.

Анализируя текст Конституции РФ, можно заметить, что одно из центральных мест занимает принцип равноправия (ст. 19), который означает не что иное, как то, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими субъектами права основаниях.

Принцип равноправия, являясь центральным и сложным, включает в себе следующие положения, а именно: равенство всех перед законом и судом, которое означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо самостоятельными и ведомственными посторонними соображениями и не принимать во внимание, не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Такое положение как равенство прав и свобод человека и гражданина может означать, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация ни по каким признакам в пользовании правами и свободами и ни по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса, указывая конституционно перечень таких оснований, а именно: равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Выделяя в Конституции равные права и свободы мужчины и женщины, а также и равные возможности их реализации, конституционная норма нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу за-щиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола, при этом текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа, хотя на практике организационная работа по его воплощению в жизнь требует осмысления, доработки и совершенствования.

Принцип равноправия как равенство прав и свобод человека и гражданина, должно пониматься как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Нельзя не видеть и не различать понятия «равенство» и «равноправие», поскольку первое означает не что иное как одинаковое положение лиц перед законом, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц, а второе означает совпадение объема только прав, хотя практически несмотря на такой подход, неравенство в использовании прав полностью не ликвидируется.

По этому поводу неплохо было бы вспомнить мнение В. Е. Чиркина, который, рассматривая названную проблему, пишет, что даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может, что относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве, при этом они могут быть неодинаковыми для различных групп людей, но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковыми для всех ее членов. При этом каждый отдельный человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни изначально, что означает существование особенностей у каждого индивида, особенно при реализации прав и обязанностей.

Однако законодательство может и должно закреплять особые права для той или иной категории граждан, оказывать преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы, например, дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др., предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в коей мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

Непосредственное действие прав и свобод, как принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, при этом они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в силу нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод в общем виде воспринимается как принцип недопустимости произвольно-го ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определённых случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулированы в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав в создании условий для их беспрепятственной реализации.

К числу основных конституционных принципов, заложенных в структуру правового статуса личности неминуемо следует отнести такой принцип, как осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), что, если вдуматься, является самым решающим и крайне необходимым для восприятия и понимания, а также применения каждым здоровым членов человеческого общества. Понятно, что ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие и поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотребления со стороны других лиц, что, несомненно, касается всех и каждого.

Вместе с тем, правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Обратим особое внимание на то, что данный универсальный принцип находит своё выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие могут быть выражены в моральном аспекте или в виде общественного долга. Так, например, в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, а в ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Характер общественного долга имеют, на наш взгляд, такие права, как право на образование, избирательные права, и др. Рассматриваемый нами принцип отображен в ст. 6 Конституции РФ и обращен именно и только к гражданину Российской Федерации, причем, подчеркнём, что названная статья находится в гл. 1, которая определяет основы конституционного строя, при этом в ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Со стороны правового государства также реализуется принцип гарантированности прав и свобод, что означает не что иное как, обязанность государства обеспечить человеку и гражданину, при возможности создания соответствующих экономических, политических, правовых условий, реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. Данный принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности, что еще предстоит осмыслить и применить, как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции.

И в заключение надо отметить, что в концепции либерализма правовое государство является одной из главных ценностей, поскольку обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, права на образование, свободы вероисповедания и свободы слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: