Контроль координационных способностей

Контроль координационных способностей проводится в тесной связи с оценкой других двигательных качеств и технической подготовленности спортсменов. Он направлен на комплексную оценку различных проявлений координации, а также на относительно изолированное определение способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений, способности к сохранению устойчивости позы (равновесия), чувства ритма, способности к произвольному расслаблению мышц, координированности движений.

При оценке координационных способностей ориентируются на два вида движений (Платонов В. Н., 1997; 2005):

– относительно стереотипные, включающие выполнение заранее известных упражнений. В этом случае оценивают соответствие техники, демонстрируемой спортсменом, ее рациональной структуре, стабильность навыков при наличии различных сбивающих факторов, вариативность навыков и т. д.;

– нестереотипные, связанные с эффективностью выполнения движений в сложных и вариативных ситуациях. При этом оценивают точность двигательных реакций, рациональность отдельных движений и их сочетаний и т.д.

Комплексная интегральная оценка координационных способностей может быть дана по времени, необходимом для усвоения сложных двигательных действий, по времени от момента изменения тренировочной или соревновательной ситуации до начала результативного двигательного действия, по уровню эффективности и рациональности состава двигательных действий при решении сложных в координационном отношении задач (например, в спортивных играх или единоборствах).

Для комплексной оценки координационных способностей часто планируют выполнение дозированной группы разнообразных упражнений в строгой последовательности. Общее время, затрачиваемое спортсменами на выполнение всех двигательных действий, служит мерой координационных способностей, так как в нем находит свое отражение быстрота, целесообразность и последовательность этих действий, чувство ритма, проявляется умение ориентироваться в сложных ситуациях, способность управлять динамическими и кинематическими характеристиками движений, поддерживать устойчивость равновесия и др.

При интегральной оценке специфических координационных способностей предусматривается разработка программы специфических двигательных действий повышенной координационной сложности. Применительно к оценке координационных способностей спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, подобные программы можно составить на базе комплексов упражнений, используемых для развития координации. В основу их должны быть положены наиболее сложные в координационном отношении упражнения, употребляемые в процессе подготовки спортсменов.

Контроль способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движенийосуществляется на основе тестов, обеспечивающих повышенные требования к деятельности анализаторов в отношении точности динамических и пространственно-временных параметров движений. Основная роль отводится специфическим движениям, при выполнении которых можно оценить чувство темпа, времени выполнения двигательных действий, точности движений, величины развиваемых усилий, пространственные характеристики различных специфических движений. При этом тесты должны носить строго избирательный характер. Усложнить контрольные испытания можно путем ограничения или исключения зрительного или слухового контроля за двигательными действиями.

Для контроля способности к сохранению устойчивости позынеобходимо использовать показатели, позволяющие оценить продолжительность сохранения равновесия в различных относительно самостоятельных группах действий, амплитуду и частоту колебаний ОЦТ. В частности, следует регистрировать (Семенов В. М., 2009):

– время сохранения равновесия на одной ноге с различными положениями и движениями рук, туловища и свободной ноги;

– время сохранения равновесия в стойке на двух или одной руке, на голове с различными положениями ног и свободной руки;

– время сохранения равновесия, стоя или двигаясь с различной скоростью на ограниченной опоре (бревно, трос и т.п.).

Для контроля устойчивости равновесия следует использовать показатели, отражающие особенности проявления этого качества в условиях реальной специальной тренировочной и соревновательной деятельности (Иванов В. В., 1987; Семенов В. М., 2009).

При контроле чувства ритма как способности точно воспроизводить и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений, в первую очередь, следует ориентироваться на биомеханические методы – кинематографию, видеомагнитоскопию, динамометрию, гониометрию и др. Регистрация колебания ОЦТ, угловых перемещений в суставах, усилий при опорных взаимодействиях на элементах спортивного инвентаря и при взаимодействиях с соперниками и т.п. позволяет оценить способность к точному воспроизведению динамических и кинематических параметров движений. При этом важно не только установить надежность воспроизведения параметров движений при их многократном выполнении в стандартных условиях, но и в условиях перехода на более или менее интенсивный ритм деятельности (Платонов В. Н., 1997; 2005).

В основе контроля способности к ориентированию в пространстве должны лежать двигательные задания, требующие оперативной оценки сложившейся ситуации и реакции на нее рациональными действиями. В плавании это может быть проплывание заданного расстояния (например, 50м) с закрытыми глазами при строго дозированном количестве гребковых движений; в беге, различных спортивных играх – пробегание или прохождение заданного расстояния с закрытыми глазами по прямой или по специальному маршруту, ограниченному ориентирами; в спортивных играх – удары по мячу, броски мяча в ворота или баскетбольную корзину с заданного расстояния с закрытыми глазами. Могут широко применяться упражнения на изокинетических силовых установках со строго заданными усилиями и оперативным контролем за результатами; прыжки с вращением на заданное количество градусов. Эффективны также задания, связанные с необходимостью выполнения двигательных действий за определенное время, например, выполнение 20 ударов по мешку за 10 с – в киокусинкай, выполнение стандартного комплекса перемещений и игровых приемов с мячом или шайбой и др.

При составлении программ тестов для оценки способности к ориентированию в пространстве следует помнить, что задания должны выполняться в усложненных условиях – при дефиците или ограничении времени, пространства, недостаточной или избыточной информации. Однако во всех случаях задания должны соответствовать технико-тактической оснащенности спортсмена, опираться на его двигательную память, находиться в диапазоне возможностей анализаторов и нервно-мышечного аппарата спортсмена (Платонов В. Н., 1997, 2005).

Для контроля способности к расслаблению мышц эффективным методом является регистрация биопотенциалов мышц (ЭМГ), а наиболее простым точным показателем – латентное время расслабления (ЛВР) мышц после их напряжения, объективно отражающее способность к быстрому переходу мышц от напряжения к расслаблению.

Для эффективной оценки способности мышц к расслаблению проводят исследования мышц, несущих основную нагрузку в данном виде спорта и после напряжений, характерных для специфических движений. Изучают также активность мышц, не принимающих участия в движении, однако расположенных в непосредственной близости от напряженно работающих мышц, активность мышц лица во время преодоления больших сопротивлений крупными группами мышц тела, что позволяет оценить способность к межмышечной координации. Немаловажным является проведение исследований в различных функциональных состояниях устойчивом состоянии, компенсируемом утомлении,явном утомлении (Платонов В. Н., 1997; 2005).

Контроль координированности движений как способности к рациональному проявлению и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе запаса двигательных умений и навыков имеет особенно большое значение для повышения качества процесса подготовки в спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта, т.е. в тех видах спорта и дисциплинах, в которых постоянно возникает необходимость быстрой смены двигательных действий при сохранении их высокой эффективности.

В основе контроля координированности лежат различные сложные и неожиданно возникающие задания, требующие быстрого реагирования и формирование рациональной структуры движений для достижения конкретной цели. Контроль координационных способностей может быть дополнен регистрацией ряда физиологических и психологических показателей, таких, как физиологический тремор с регистрацией амплитуды (мм, мк) и частоты (Гц); вестибулярная устойчивость – амплитуда колебаний ОЦТ (мм), частота колебаний ОЦТ (Гц); объем, подвижность и сосредоточенность внимания и т.п. Использование локальных показателей, отражающих возможности различных анализаторов, состояние нервно-мышечного аппарата позволяет точнее установить факторы, ограничивающие развитие координации, изыскать резервы дальнейшего совершенствования этого качества.

Контроль координационных способностей должен осуществляться при разных функциональных состояниях организма – в устойчивом состоянии, при высоком уровне работоспособности и оптимальных условиях для деятельности нервно-мышечного аппарата и в условиях компенсируемого или явного утомления. Это принципиально важно, так как высокий уровень координационных способностей в оптимальных условиях еще не означает, что они будут проявляться при тяжелом утомлении и интенсивном действии других сбивающих факторов, в частности, психологического характера, особенно интенсивно воздействующих на спортсменов во время ответственных соревнований, в окружении сильных соперников. Результаты такого контроля могут помочь в более рациональном подборе средств и методов развития координации, их целесообразном планировании в программах тренировочных занятий (Запорожанов В. А., 1988; Семенов В. М., 2009).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Планирование и построение структурных единиц тренировочного процесса, направленных на развитие физических качеств, необходимо рассматривать как реализацию принципов адекватности и интегративности спортивной деятельности.

Процесс подготовки юных каратистов должен осуществляться с учетом основных концепций общей теории спорта, теории и методики подготовки, специфики и тенденций развития каратэ, фундаментальных закономерностей и индивидуальных особенностей возрастного развития организма человека, формирования кинезиологического потенциала для дальнейшего спортивного совершенствования, наличия соответствующих резервов здоровья.

Возникает необходимость пересмотра подходов к организации физической подготовки в каратэ, особенно на начальных этапах, когда приоритетными становятся задачи, направленные на развитие физических качеств.

Поэтому задача тренеров является крайне сложной, так как им необходимо управлять и контролировать не только физическую подготовку спортсменов (повышение двигательных и функциональных возможностей), но и все процессы, происходящие на медицинском и психологическом уровне, на уровне техники, тактики и организации. Следует избрать такую стратегию в подготовке спортсменов, чтобы качественно улучшить каждый из перечисленных аспектов подготовки, либо добиться большей эффективности за счет комбинации этих аспектов. Тренерам необходимо проанализировать, выбрать, реализовать и оценить тот или иной шаг. Каждый день работы со спортсменами определяет необходимость принятия того или иного решения, что впоследствии приводит к утверждению программы подготовки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: