Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно

Джованни Мочениго, доносчик: «Я слышал несколько раз в моем доме от Джордано, что существуют бесконечные миры и что Бог постоянно создает бесконечные миры... Он много раз утверждал, что мир вечен и что существует множество миров. Еще он говорил, что все звезды — это миры и что это утверждается в изданных им книгах. Однажды, рассуждая об этом предмете, он сказал, что Бог столь же нуждается в мире, как и мир в Боге, и что Бог был бы ничем, если бы не существовало мира, и что Бог поэтому только и делает, что создает новые миры».

Обвиняемый, на третьем допросе: «...Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой...»

Обвиняемый, на двенадцатом допросе: «...Я считаю, что этот мир и миры, и совокупность миров рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или худшими; они — такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые существа, состоящие из противоположных начал».

  Вопросы к документу: 1. Какие положения о строении Вселенной составляли ядро учения Джордано Бруно? 2. Что было новым в его учении? 3. Подумайте, каким было отношение Бруно к Богу. 4. Почему инквизиция осудила его на сожжение?

Альберт Эйнштейн о Галилее

Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального1 мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.

Задание: прокомментируйте оценку, которую Эйнштейн дал Галилею.

Исаак Ньютон

Незадолго до смерти Ньютон сказал: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что до поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным».

Задание: прокомментируйте высказывание Исаака Ньютона.

Фрэнсис Бэкон

Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...

  Вопросы: 1. Подумайте, как оценивал Бэкон роль знания. 2. Какое значение он придавал опыту?

Ренэ Декарт

Наши идеи или понятия, будучи реальностями и происходя от Бога, в силу этого не могут не быть истинными во всем том, что в них есть ясного и отчетливого.

Вопрос: подумайте, какую роль в познании мира Декарт отводил Богу.

Джон Локк

Перед смертью Локк составил следующую надпись для своего памятника: «Остановись, путник. Здесь лежит Джон Локк. Если ты спросишь, что он был за человек, то я отвечу тебе, что он служил одной только истине. Этому научись из его сочинений, которые вернее тебе скажут, что от него осталось, чем сомнительные хвалы и эпитафии2. Если он обладал кое-какими добродетелями, то они были не настолько велики, чтобы могли служить тебе примером».

Вопрос: о каких чертах личности Д. Локка свидетельствует составленная им эпитафия?

Урок-конференция может проводиться как конференция малых групп, когда каждое сообщение готовится группой в 3—5 человек, или учащиеся выступают с индивидуальными сообщениями.

В любом случае в заключение семиклассники обсуждают поставленные в начале урока проблемы. Домашнее задание должно включать заполнение таблицы, приведенной выше.

Тема IV. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ.
УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА (4 ч)

УРОК 12. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Начало Реформации в Европе. Обновление христианства: 1. Причины религиозной революции в Европе в XVI в. 2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию. 3. Учение М. Лютера — «спасение верой». 4. Народная Реформация и крестьянская война. 5. «Чья страна — того и вера». Католики и протестанты. Возможная личностно значимая проблема: понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений; что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения учения Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви; знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в борьбе за Реформацию
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных и познавательных заданий: 1. Подумайте, почему движение за реформацию церкви началось в XVI в., а не в XIV и не в XV в. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои европейского населения? 2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцените значение этого мира для Германии? 3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам, горожанам и крестьянам. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. Приемы деятельности учителя: объяснение (причины Реформации), сюжетный повествовательный рассказ (о Мартине Лютере и борьбе за Реформацию), эвристическая беседа (учение Лютера), организация работы учащихся с документом (извлечения из воззваний Лютера). Ввиду сложности изучаемого материала учитель показывает пути решения проблемы. На уроке используются внутрикурсовые связи (Возрождение, Великие географические открытия, научные открытия и др.)
Развитие умений учащихся Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документом, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы
Основные понятия и термины Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 11. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Реформа­ция в Европе в XVI в.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 381—383, 385—386). Репродукции картин художников: Лукас Кранах. Мартин Лютер (несколько работ)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: