Комментарии к технологической карте

Этот урок начинает новую тему, посвященную изучению истории Реформации в Европе. По своему содержанию урок является занятием повышенной трудности, как и все уроки, связанные с изучением вопросов мировоззрения людей. Возраст семиклассников обязывает учителя сочетать доступность изложения с научностью содержания.

Во вступительной беседе учитель обращается к ученикам с рядом вопросов, цель которых — актуализировать внутрикурсовые связи, что должно помочь семиклассникам понять причины процесса Реформации в Европе: вспомните, почему уже XV в. европейской истории ученые характеризуют как «осень Средневековья»? Какие явления говорят о кризисе традиционного общества в XV в.? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от средневекового человека?

Обобщая ответы учащихся, учитель указывает на то, что кризис традиционного общества, выразившийся в изменениях в об­ласти экономической, политической и духовной жизни общества, не мог не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе и индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию. Затем учитель знакомит учащихся с планом урока и вариантами проблемных заданий.

Объяснение нового материала дается в объеме учебника и не требует значительного расширения. Рассмотрение первого вопроса может сопровождаться составлением на доске плана «Причины Реформации».

Поясняя вопрос о торговле индульгенциями, которую так активно вела католическая церковь, не следует все сводить к «жадности» пап и монахов; необходимо указать, что это явление также стало следствием бурно развивавшихся рыночных отношений, захвативших и церковь.

Перейдя ко второму пункту плана, надо объяснить, почему именно Германия стала родиной Реформации. Учитель сообщает, что в XVI в. почти все страны Европы пытались ограничить непомерные притязания пап римских, и в первую очередь денежные поборы. В этих условиях самыми беззащитными оказались раздробленные германские земли, в которых отсутствовала сильная королевская власть. Папы и их опора в стране — высшее немецкое духовенство — действовали в германских землях совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения в Германии стали народные проповедники, преимущественно из числа низшего духовенства, прежде всего гуманисты. Новые идеалы нашли свое выражение в литературе, где бурно развивалась сатира (следует вспомнить произведения Ульриха фон Гуттена и Эразма Роттердамского), в городской поэзии. Познакомиться с сатирическими литературными произведениями учащиеся могут, обратившись к рабочей тетради. Эти же идеалы отражены и в изобразительном искусстве того времена, уже знакомом учащимся по творчеству Дюрера.

Следует подвести учащихся к выводу, что именно гуманисты подготовили почву для распространения идей Лютера и одними из первых откликнулись на его выступление с 95 тезисами против индульгенций.

Третий вопрос плана — самый сложный для восприятия учениками — можно объяснить, пользуясь приемами эвристической беседы и комментированного чтения. При этом учащиеся следят по тексту за объяснением учителя, таким образом одновременно задействованы возможности как слуховой, так и зрительной памяти. При изучении этого вопроса учитель также организует самостоятельную работу учащихся с документом, что позволяет им углубить знания об учении Лютера и лютеранской церкви.

Четвертый пункт плана коротко освещается учителем (прием информативного сообщения), районы крестьянской войны показываются по карте. Если же учитель имеет дополнительное время, то можно воспользоваться приведенным ниже материалом.

Крестьянская война в Германии
Томас Мюнцер

Крестьянская война выдвинула ряд сильных фигур; одна из них — Томас Мюнцер. Он родился около 1498 г. в графстве Штольберг, в Гарце. Его отец был повешен штольбергским графом. Мюнцер достиг высокой для того времени образованности — получил степень доктора теологии3 и был знаком с античной и гуманистической литературой. Мюнцер избрал для себя деятельность священника, которая в условиях того времени давала ему возможность общения с народными массами... Свободно обращаясь с текстами Священного Писания, он трактовал их в антицерковном духе.

Поддерживая в первые годы реформационного движения начатую Лютером борьбу против католической церкви, Мюнцер уже тогда выступал со своим особым толкованием характера и целей этой борьбы... выдвигал... основные принципы своего собственного учения. Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах... Призывая народные массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей, Мюнцер указывал, что в этом заключается основная задача... реформационного движения. Он резко выступал против представления о «милосердном» Боге, стоящем над миром и требующем от людей смирения и подчинения существующему насилию. Согласно... воззрениям Мюнцера, нет Бога вне нас самих, вне земного мира... В понятие Бога он вкладывал идею подчинения индивидуальных интересов общественным. Ссылка Мюнцера на авторитет слова Божьего и Священного Писания служила ему аргументом в его пропаганде революционного социального переворота.

...Энергичная защита Мюнцером насущных нужд широких народных масс сделала его вождем крестьянско-плебейского лагеря, перешедшего в 1524 г. к открытой борьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: