Собственности
«Право собственности является центральным институтом всякой правовой системы, предопределяющим характер других институтов права данной страны...». Ярко выраженный национальный характер этого института препятствует созданию единообразных материально-правовых норм, которые могли бы регулировать отношения собственности тождественным образом.
Материальные нормы, направленные на регулирование отношений собственности, содержатся в соглашениях, касающихся защиты инвестиций, соглашениях о разделе собственности бывшего СССР, уставах международных организаций, которые определяют некоторые вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации независимо от законодательства государства их местонахождения.
Особое место в этом ряду занимает ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая содержит три отдельные нормы: 1) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; 2) никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; 3) предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
|
|
Положения указанной статьи служат важной гарантией защиты прав собственников от произвольного ограничения права, возникшего исключительно на основании норм национального права. Их уникальность состоит в том, что гарантии права на беспрепятственное пользование своим имуществом распространяются на всех физических и юридических лиц, законно владеющих своим имуществом на территории России, а не только на иностранцев, как это имеет место в договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Указанным положениям Протокола корреспондируют нормы российского законодательства (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 209, п. 2 ст. 235 ГК РФ).
Как отмечается в литературе, «статья 1 Протокола № 1 сформулирована таким образом, чтобы не поставить под угрозу суверенное право государства определять правила использования собственности, а в определенных случаях - даже ее изъятия». При применении данной статьи Европейский суд в своей практике исходит из необходимости учета справедливого баланса частного и публичного интересов в использовании собственности.
Так, заявитель обжаловал в Европейский суд решение своего правительства об экспроприации у него собственности (земли для строительства плотины) на том основании, что компенсация, предоставленная за собственность, была ниже необходимой, поскольку «власти уменьшили размер компенсации за экспроприацию, пользуясь инфляцией». В решении по делу Суд отметил, что, «отсрочивая платеж компенсации... национальные власти сделали ее недостаточной и, следовательно, нарушили баланс между защитой права собственности и интересами общества». Российское законодательство в подобных случаях не допускает ущемления прав собственников. Так, ч, 3 ст. 35 Конституции РФ исходит из необходимости выплаты собственнику «предварительного и равноценного возмещения». С момента присоединения к Конвенции российские физические и юридические лица также имеют возможность обращения в Европейский суд в связи с незаконной экспроприацией их собственности. Прецеденты применения ст. 1 Протокола № 1 имеются и в практике российских судов. Так как физические и юридические лица имеют возможность обращаться в Европейский суд в связи с незаконной экспроприацией их собственности, нельзя согласиться с М.М. Богуславским в том, что, «поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев».
|
|
Помимо Протокола № 1 к Европейской конвенции положение «имущественного характера» содержит также Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., ст. 26 которой устанавливает, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права». Конвенция СНГ - это единственный в своем роде международный договор (обязательный для Российской Федерации), который устанавливает «право на собственность» (ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции устанавливает «право каждого лица на уважение своей собственности»). В этом смысле Конвенция СНГ является международно-правовой гарантией права на частную собственность в государствах-участниках.
Следует подчеркнуть, что сам факт регулирования вопросов собственности в Европейской конвенции и Конвенции СНГ - достижение значительного порядка. Международные договоры, включая те, которые направлены на регулирование международных сделок, как правило, не вторгаются в «деликатную» область отношений собственности, что связано с различиями в подходах, которых придерживаются национальные правопорядки, к содержанию категории «право собственности». Например, в ст. 4 «b» Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. прямо указано, что она не касается последствии, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар. В Конвенции содержатся лишь подробные положения о переходе риска (ст. 66-70). Поэтому конкретное содержание права собственности определяется национальным законом на основе коллизионных норм.
Исключением являются Общие условия поставок между организациями стран - членов СЭВ (см. § 3 главы IX), которые в зависимости от условий поставки и вида транспорта определяют момент перехода права собственности на товар с продавца на покупателя.
Отношения собственности в Российской Федерации в связи с участием в них иностранных граждан и организаций-инвесторов регулируются и международными соглашениями РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений (инвестиций). По соглашениям о поощрении и взаимной защите капиталовложений Российская Федерация берет на себя обязательства не принимать в отношении вложений иностранного инвестора в экономику страны меры по их принудительному изъятию, в том числе путем национализации, реквизиции или конфискации, или иные аналогичные меры.