Из предыдущих материалов студенту должно быть известно, что тематический четвертной план учебно-воспитательной работы (УИРСы 1-7) состоит из 2 частей:
1) график учебно-воспитательной работы;
2) методические разработки основных учебно-воспитательных задач (программ решения общих задач).
Относительно неизменная часть четвертного плана - "Методические разработки основных учебно-воспитательных задач", а его изменяемая часть - "График учебно-воспитательной работы". Каждая из этих частей оформляется порознь.
Методические разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения) целесообразно вести в общей тетради. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и присваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой - средства и методы их решения. В случае необходимости средства и методы могут быть обозначены какими-либо значками, например, буквами. Для возможных изменений и дополнений рекомендуется между программами оставлять свободное место.
|
|
Когда готовы все методические разработки, приступают к составлению графика. Его оформляют на отдельном двойном развернутом листе. В левой стороне графика записывают в установленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи. В графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти задачи решаются. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в "Методических разработках". В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется, и проставляются номера других заданий.
Для студента является достаточно сложной задачей правильно распределить частные задачи и учебные задания по урокам. Эффективность этой операции будет зависеть от его умения точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала в графике по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями:
1. При разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уровнями.
2. Следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания в одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий.
3. Если в уроке решается несколько задач, то они должны требовать от учащихся разного характера познавательной деятельности, а средства, используемые для их решения, должны оказывать разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся.
|
|
4. Количество и содержание задач, намеченных для решения в одном уроке, должно быть определено с учётом возможностей, материального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия и др.) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
График распределения учебного материала по урокам (первая часть тематического четвертного плана) может иметь следующую форму:
№ | Общие задачи № урока | ||||||||||||
I | Формировать начальные основы физкультурной образованности. | ||||||||||||
II | Разучить кувырок вперед. | 1,2 | 6,7 | 7,8 | |||||||||
III | Развивать силовые способности для успешного выполнения лазанья. | 1,2 | 5,6 | ||||||||||
IY | Развивать сенсорные способности для успешного выполнения акробатических упражнений. | ||||||||||||
Y | Развивать психодинамические способности для рациональных действий на уроках гимнастики. | 8а | 2б | 2а | 7а | 7б | |||||||
YI | Совершенствовать координационные способности для успешного выполнения гимнастических упражнений. | ||||||||||||
YII | Разучить положение правильной осанки и развивать силовые способности для ее поддержания. | 2а,б | 4а | 2в | 4б | 1б | |||||||
YIII | Воспитывать сознательное отношение к предмету «Физическая культура» и коллективные взаимоотношения в процессе физкультурной деятельности. |
Примечание: важно заметить, что данный график является фрагментом, так как содержит лишь одну задачу обучения двигательному действию. В реальном четвертном плане таких задач будет от 3 до 8, в зависимости от раздела программы и возраста школьников.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Правильное проведение уроков физической культуры обеспечивает успех внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Каждый урок должен отвечать следующим требованиям:
1. Иметь определенные задачи.
2. Носить, в первую очередь, образовательную направленность.
3. Носить комплексный характер.
4. Быть последовательным продолжением предыдущих уроков, но в то же время быть целостным и законченным.
5. Соответствовать по своему содержанию возрастным, половым и индивидуальным особенностям занимающихся.
6. Быть интересным, побуждать к активной познавательной деятельности.
7. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.
8. Правильно сочетаться с уроками по другим дисциплинам.
Основным документом оперативного планирования является конспект урока. В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них:
Частные задачи | Средства | Дози-ровка | Методические приемы обучения и организации |
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с этим составляются подготовительная и заключительная части.
Планирование учебно-воспитательной работы на урок осуществляется в несколько этапов:
1) из графика тематического четвертного плана (часть первая) выписать столбиком номера задач и коды заданий, запланированных в нем, на данный урок;
|
|
2) из методических разработок плана-графика (часть вторая) в соответствии с выписанными обозначениями выбрать конкретные учебные задачи и задания;
3) определить задачи и учебные задания, требующие наибольших затрат времени; данные задачи будут общими задачами урока (задачи формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития способностей, воспитания личности);
4) составить программы решения на уроке каждой общей задачи обучения двигательным действиям (по алгоритму 5 шагов).