В четверти (семестре)

 

Из предыдущих материалов студенту должно быть известно, что тематический четвертной план учебно-воспитательной работы (УИРСы 1-7) состоит из 2 частей:

1) график учебно-воспитательной работы;

2) методические разработки основных учебно-воспитательных задач (программ решения общих задач).

Относительно неизменная часть четвертного плана - "Методические разработки основных учебно-воспитательных задач", а его изменяемая часть - "График учебно-воспитательной работы". Каждая из этих частей оформляется порознь.

Методические разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их решения) целесообразно вести в общей тетради. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и присваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой - средства и методы их решения. В случае необходимости средства и методы могут быть обозначены какими-либо значками, например, буквами. Для возможных изменений и дополнений рекомендуется между программами оставлять свободное место.

Когда готовы все методические разработки, приступают к составлению графика. Его оформляют на отдельном двойном развернутом листе. В левой стороне графика записывают в установленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи. В графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти задачи решаются. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в "Методических разработках". В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется, и проставляются номера других заданий.

Для студента является достаточно сложной задачей правильно распределить частные задачи и учебные задания по урокам. Эффективность этой операции будет зависеть от его умения точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала в графике по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. При разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уровнями.

2. Следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и избегать разучивания в одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий.

3. Если в уроке решается несколько задач, то они должны требовать от учащихся разного характера познавательной деятельности, а средства, используемые для их решения, должны оказывать разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся.

4. Количество и содержание задач, намеченных для решения в одном уроке, должно быть определено с учётом возможностей, материального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия и др.) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

График распределения учебного материала по урокам (первая часть тематического четвертного плана) может иметь следующую форму:


Общие задачи № урока                        
I Формировать начальные основы физкультурной образованности.                        
II Разучить кувырок вперед. 1,2       6,7 7,8            
III Развивать силовые способности для успешного выполнения лазанья.             1,2     5,6    
IY Развивать сенсорные способности для успешного выполнения акробатических упражнений.                        
Y Развивать психодинамические способности для рациональных действий на уроках гимнастики.              
YI Совершенствовать координационные способности для успешного выполнения гимнастических упражнений.                        
YII Разучить положение правильной осанки и развивать силовые способности для ее поддержания.   2а,б            
YIII Воспитывать сознательное отношение к предмету «Физическая культура» и коллективные взаимоотношения в процессе физкультурной деятельности.                        

Примечание: важно заметить, что данный график является фрагментом, так как содержит лишь одну задачу обучения двигательному действию. В реальном четвертном плане таких задач будет от 3 до 8, в зависимости от раздела программы и возраста школьников.


ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

 

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Правильное проведение уроков физической культуры обеспечивает успех внеурочных форм занятий физическими упражнениями. Каждый урок должен отвечать следующим требованиям:

1. Иметь определенные задачи.

2. Носить, в первую очередь, образовательную направленность.

3. Носить комплексный характер.

4. Быть последовательным продолжением предыдущих уроков, но в то же время быть целостным и законченным.

5. Соответствовать по своему содержанию возрастным, половым и индивидуальным особенностям занимающихся.

6. Быть интересным, побуждать к активной познавательной деятельности.

7. Содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.

8. Правильно сочетаться с уроками по другим дисциплинам.

Основным документом оперативного планирования является конспект урока. В практике существуют разные формы составления плана-конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них:

Частные задачи Средства Дози-ровка Методические приемы обучения и организации
       

 

Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с этим составляются подготовительная и заключительная части.

Планирование учебно-воспитательной работы на урок осуществляется в несколько этапов:

1) из графика тематического четвертного плана (часть первая) выписать столбиком номера задач и коды заданий, запланированных в нем, на данный урок;

2) из методических разработок плана-графика (часть вторая) в соответствии с выписанными обозначениями выбрать конкретные учебные задачи и задания;

3) определить задачи и учебные задания, требующие наибольших затрат времени; данные задачи будут общими задачами урока (задачи формирования знаний, обучения двигательным действиям, развития способностей, воспитания личности);

4) составить программы решения на уроке каждой общей задачи обучения двигательным действиям (по алгоритму 5 шагов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: