В последние годы в строительстве нефтеперекачивающих станций широко используют новые конструктивно-компоновочные решения — блочно-комплектные (БКНС) и блочно-модуль-
!73
ные (БМНС) насосные станции. Главное отличие станций в блочном исполнении заключается в том, что на территории станции нет ни одного капитального здания: все оборудование, технологические установки и аппаратура, входящие в состав функциональных блоков, скомпонованы в виде транспортабельных монтажных блоков, блок-боксов и блок-контейнеров.
Монтажные блоки — это технологическое оборудование, собранное вместе с трубопроводами, контрольно-измерительными приборами и средствами автоматизации на общей раме. Блок-боксы представляют собой транспортабельные здания, внутри которых можно размещать технологические установки и инвентарное оборудование. Блок-контейнеры — это технологические установки с индивидуальными укрытиями, внутри которых создается микроклимат, необходимый для нормальной работы оборудования. Монтажные блоки, блок-боксы и блок-контейнеры собирают и испытывают на сборочно-комплектовочных базах строительных организаций.
БКНС включает в себя набор отдельно стоящих блоков и блок-боксов технологического, энергетического и вспомогательно-функционального назначения, а также общее укрытие для магистральных насосных агрегатов с узлами обвязки их трубопроводами и другими коммуникациями. Укрытие разделено воздухонепроницаемой огнестойкой стеной на два помещения с отдельными входами и выходами. В первом помещении, которое по пожаро- и взрывоопасное™ относится к классу В-1а, категории и группе смеси 2ТЗ (2Г), устанавливают четыре основных насоса типа ММ, блок откачки утечек и ручной мостовой кран. Во втором помещении с нормальной средой расположены синхронные электродвигатели типа СТД со встроенными водяными воздухоохладителями, блок централизованной маслосистемы и еше один ручной мостовой кран.
Насосные агрегаты обвязывают трубопроводами-отводами изогнутой формы, которые соединяют их приемные и напорные патрубки через общий коллектор наружной установки. Трубопроводы-отводы укладывают в землю и присоединяют к насосам сваркой.
Арматура, фитинги, обвязочные трубопроводы и коллектор магистральных насосных агрегатов от блока фильтров-грязеуловителей до блока-бокса регуляторов давления включительно и сами насосы рассчитаны на давление 7,5 МПа.
В общем укрытии прокладывают трубопроводные коммуникации вспомогательных систем, а также сооружают площадки (с ограждениями и лестницами) для обслуживания оборудования. При проходе трубопроводов через разделительную стенку используют специальные герметизирующие сальники.
Компоновка основного и вспомогательного технологического оборудования, соотношение отметок и трубопроводная обвязка в основном укрытии и вне его приняты из условия обеспечения 174
следующих требований, определяемых расчетными параметрами используемых насосов и электродвигателей, техническими условиями заводов-изготовителей:
самотечное отведение утечек от торцовых уплотнений основных насосов в заглубленный сборник утечек по закрытой схеме;
подача нефти погружными насосами из заглубленного сборника утечек и нефтесодержащих стоков в наземный сборник нефти от устройств сглаживания ударной волны и разгрузки;
откачка нефти высоконапорными насосами блока откачки утечек из наземного сборника нефти во всасывающий трубопровод магистральных насосов;
подача с помощью специальных насосов заданного количества масла к подшипникам агрегатов (насосов и электродвигателей) и самотечный отвод его от подшипников в баки централизованной маслосистемы;
подача воды для охлаждения циркулирующего внутри электродвигателей воздуха;
подача воды для охлаждения масла централизованной маслосистемы в маслоохладителях.
Магистральные насосы и электродвигатели устанавливают на общих фундаментах и соединяют с ними без промежуточного вала через специальное отверстие в герметизирующей камере фрамуги разделительной стенки. К этому отверстию в камере в соответствии с требованиями техники безопасности по специальной системе вентиляции подают чистый воздух для создания упругой пневмозавесы между помещениями насосов и электродвигателей. Давление воздуха в камере перед отверстием должно составлять 250—300 Па, расход воздуха на одну камеру— 20 м3/ч. Указанные параметры в системе вентиляции беспромвальных соединений на всех насосных агрегатах поддерживаются постоянными независимо от того, ведется ли данным насосом перекачка нефти или насос находится в резерве.
Центровку насосных агрегатов при их монтаже осуществляют обычным путем, а подцентровку в процессе эксплуатации— путем перемещения электродвигателей с помощью специальных приспособлений и имеющихся в общем укрытии грузоподъемных устройств.
Глава 7