ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
Каждый элемент или вся система нефтегазоснабжения после сооружения или ремонта должны отработать определенное время. Выход их из строя раньше обусловленного времени связан с недостаточной надежностью и преждевременностью износа.
Надежность — свойство оборудования выполнять определенные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого времени. Количественно это свойство может быть выражено в виде разных показателей. Допустимыми пределами эксплуатационных показателей могут быть определенные отклонения от минимального размера изделия, заданной производительности, мощности, скорости и т. д.
При проектировании газонефтепроводов для обеспечения надежности всей системы газонефтеснабжения необходимо обеспечить надежность составляющих ее элементов. Поскольку на надежность элементов оказывают влияние условия эксплуатации, повышение ее требует получения информации от предприятий, эксплуатирующих оборудование, и анализа причин выхода из строя оборудования. Кроме того, для определения надежности целесообразно использовать результаты специальных испытаний на стендах.
|
|
Разработка оборудования, обеспечивающего поддержание рабочих параметров на оптимальном уровне, еще не свидетельствует о его высокой надежности. Необходима специальная оценка ее. Точную количественную меру надежности предсказать нельзя, но ее можно оценить как наиболее вероятную величину.
Надежность используемого оборудования систем газонефтеснабжения необходимо учитывать как на стадии проектирования, так и на стадиях сооружения и эксплуатации:
стадия проектирования — требуется достижение равнопроч-ности всех элементов системы, выявление наиболее быстро изнашивающихся узлов и деталей, исключение мест концентрации напряжений, обеспечение ремонтопригодности оборудования, разработка предохранительных устройств; учет надежности в процессе проектирования можно вести только при возможности оценки типовых элементов, применяемых в аналогичных нефтегазопроводах (сведения, накопленные по отказам типовых элементов, должны содержать перечень отказов и данные об их
причинах с указанием состояния окружающей среды, при котором наблюдались отказы);
стадия сооружения — целесообразно применение эффективных средств упрочнения поверхностных слоев трущихся пар, ■соблюдение точности и чистоты обработки деталей, усовершенствование методов контроля изготовления и сборки, повышение требований к сварке и испытанию;
|
|
стадия эксплуатации — необходимо выполнение рекомендаций по смазке, техническим осмотрам, соблюдению сроков ремонтов, температурных режимов и т. д.
Требование надежности оказывает влияние на конструкцию оборудования НС и КС, линейной части трубопроводов. При уменьшении числа конструктивных элементов надежность трубопроводов увеличивается. Для оборудования сложной конструкции трудно добиться равнопрочности всех узлов.
Надежность необходимо оценивать с экономической точки зрения. При повышении затрат на изготовление машины с целью повышения ее надежности уменьшаются затраты на ремонт в течение всего срока службы машины (рис. 69). Суммарные затраты имеют некоторое минимальное значение, соответствующее оптимальной надежности.
Применительно к системам трубопроводного транспорта нефти и газа под надежностью понимают способность этих систем непрерывно в течение заданного времени подавать потребителям нефть и газ определенной кондиции в допустимом диапазоне рабочих давлений и температур и в количествах, обусловленных структурой нефте- и газопотребления. В зависимости от назначения оборудования или технологического объекта и условий эксплуатации надежность может определяться безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью, а также сочетанием или совокупностью этих свойств.
Наработка — продолжительность или объем работы, выполненные оборудованием системы газонефтеснабжения, которое может работать непрерывно или с перерывами. В последнем ■случае учитывается суммарная наработка. Если оборудование эксплуатируется в разных режимах нагрузки, то, например, заработка в облегченном режиме может учитываться отдельно
от наработки при номинальной нагрузке. В процессе эксплуатации различают такие понятия, как «суточная наработка.»,, «наработка до первого отказа», «наработка между отказами» и т. д.
Элемент системы газонефтеснабжения — объект, представляющий собой простейшую часть системы. Так, в зависимости от характера задачи в качестве элемента можно рассматривать деталь газоперекачивающего агрегата или перекачивающий агрегат в целом как элемент КС или НПС и т. д.
Безотказность — свойство оборудования системы газонефтеснабжения, при наличии которого оно способно выполнять заданные функции (основные функциональные параметры оборудования в рассматриваемый момент времени находятся в заданных пределах); иными словами, работоспособность есть безотказность в рассматриваемый момент времени.
Исправность — состояние оборудования систем газонефте-о.набжения или ее элементов, при котором оно соответствует всем требованиям нормативно-технической документации в отношении всех его параметров. Понятие «исправность» шире,, чем понятие «работоспособность», и включает в себя последнее,
Неисправность — состояние оборудования системы газонефтеснабжения или ее элементов, при котором оно в рассматриваемый момент не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации в отношении всех его параметров. Следовательно, работоспособный элемент может быть неисправным, нормально функционирующим, но не удовлетворяющим, например, требованиям техники безопасности.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности системы газонефтеснабжения или ее элементов.
Восстановление — процесс обнаружения и устранения отказа или повреждения с целью восстановления работоспособности или исправности технического устройства; в последнем случае используют также понятие «полное восстановление». Различают восстанавливаемое оборудование, работоспособность или исправность которого при возникновении отказа или повреждении подлежит восстановлению, и невосстанавливаемое оборудование, работоспособность которого при возникновении отказа или повреждении не подлежит восстановлению вообще или в рассматриваемой ситуации. В первом случае восстановление сводится к замене отказавшего оборудования (узла элемента).
|
|
Долговечность — свойство оборудования сохранять работоспособность в заданных режимах и условиях эксплуатации (с необходимыми перерывами на техническое обслуживание и ремонт) с допустимыми отклонениями показателей вплоть до наступления предельного состояния.
Предельное состояние — состояние оборудования, при котором технически невозможна или нецелесообразна его дальнейшая эксплуатация из-за несоответствия требованиям безопасности или неустранимого снижения эффективности работы.!78
Ремонтопригодность — способность оборудования к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений з результате технического обслуживания и ремонтов.
Резервирование — способ повышения надежности оборудования при введении избыточности за счет дополнительных средств сверх минимально необходимых для выполнения объектом заданных функций. Существует несколько видов резервирования:
структурное — использование избыточных структурных элементов, например резервных ГПА на КС, резервных ниток ре-.дуцирования на ГРС и др.;
временное — способ повышения надежности оборудования, предусматривающий использование избыточного времени (аккумулирующая способность газопровода, подземные хранилища таза, резервуарные парки на НПС — примеры временного резервирования трубопроводных систем);
информационное — использование избыточной информации;
нагруженное («горячий резерв») — резервный элемент, как н основной, находится в рабочем состоянии (параллельно работающие нитки трубопроводов; ГПА и НПА, работающие не на предельных степенях сжатия и др.);
облегченное («теплый резерв»)—резервный элемент, находящийся в менее нагруженном, чем основной, рабочем режиме (работа регуляторов давления в некоторых схемах ГРС)^
|
|
ненагруженное («холодный резерв»)—резервный элемент, практически не несущий нагрузки.
Кратность резервирования — отношение числа резервных элементов к числу резервируемых элементов оборудования (технологического объекта или системы).
Ресурс — наработка оборудования от определенного момента времени до наступления предельного состояния.
Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации оборудования от определенного момента времени до предельного состояния. Под «определенным моментом» понимают начало эксплуатации или ее возобновление после капитального ремонта.
Приведенные определения показывают, что надежность оборудования зависит от качества технического обслуживания и ремонтов. Именно в этой связи и рассматриваются вопросы надежности оборудования. Наибольшее значение они должны иметь при разработке нового оборудования.
Надежность — это не только способность оборудования работать без аварий в течение определенного гарантированного срока, но и возможность наработки определенного количества продукции при устранении за короткий ремонтный срок отдельных неполадок и аварий. Следовательно, в понятие надежности входит и понятие ремонтопригодности. Большое количество конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов, влияющих на надежность, не позволяют дать точную методику
ее расчета. Он может быть проведен на основе вероятностно-статистических методов с использованием теории вероятностей и математической статистики. Точно измерить или предсказать надежность нельзя. Ее можно оценить только приближенно, путем специально организованных испытаний или сбора эксплуатационных данных об отказах. Надежность вновь разрабатываемого оборудования, состоящего в основном из стандартных узлов, можно оценить по надежности аналогичных образцов.
В процессе эксплуатации газонефтетранспортных систем изменяется техническое состояние основного и вспомогательного оборудования. Необратимые процессы, происходящие в материалах, изменяют свойства деталей, узлов и агрегатов; появляется возможность возникновения отказов и неисправностей.. Отказы оборудования и технологических объектов трубопроводных систем — случайные события, поэтому при обосновании структуры систем технологического обслуживания, численности и размещения ремонтного персонала, стратегий управления ремонтами используют методы теории вероятностей и ее приклад-* ных направлений (теории случайных процессов, надежности,, массового обслуживания).
Эксплуатационная надежность и высокая эффективность функционирования трубопроводных систем во многом определяются совершенством системы технического обслуживания.. в состав которой входят организация обслуживания и ремонта (структура обслуживания, т. е. территориальное расположение ремонтно-эксплуатационных баз, численность и квалификация ремонтного обслуживающего персонала; типизация, последовательность и совмещение работ; материально-техническое обеспечение) и управление процессом обслуживания и ремонта,,. в том числе контроль технического состояния, планирование периодичности и объема работ, административно-техническое управление обслуживающим персоналом и техническими средствами.
Высокие требования к бесперебойной подаче нефти и газа на большие расстояния определили необходимость поиска более совершенных организационных форм в системе технического обслуживания. Основное внимание необходимо уделять структуре обслуживания и связанным с нею возможностям централизации ремонтных баз со сосредоточением на них ремонтной техники, запасных узлов и деталей, а также обслуживающего персонала, осуществляющего текущие и аварийно-восстановительные работы на прилегающих КС, НПС, линейной части трубопроводов. Централизация позволяет эффективно управлять обслуживанием и ремонтом технологического оборудования на прилегающих объектах. В частности, среднее время аварийного-ремонта газопровода при централизованной структуре обслуживания в среднем на 50 % меньше, чем при децентрализованной. Это позволяет компенсировать увеличение времени достаз-
ки бригады к месту аварий. Общие расходы при децентрализованном обслуживании в среднем в 1,5 раза превышают расходы при централизованной системе обслуживания. В настоящее время накоплен значительный опыт по технологии обслуживания и ремонта трубопроводных систем, касающийся типизации, порядка и технологических правил обслуживания и ремонта.
Управление обслуживанием — важная задача в процессе создания эффективной системы технического обслуживания, обеспечивающей высокий уровень надежности и эффективности работы трубопроводных систем в целом. Основной метод технико-экономического управления обслуживанием трубопроводных систем — система планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Ряд задач по созданию системы технического обслуживания трубопроводных систем, например по созданию организационной структуры, решают на стадии проектирования. Однако большинство из них можно разрешить только в процессе эксплуатации трубопроводных систем на основании требований нормативно-технической документации или обоснованных инженерно-технических и управленческих решений.
Основные задачи системы технологического обслуживания и ремонта в трубопроводном транспорте нефти и газа — это увеличение ремонтного цикла и межремонтных периодов основного оборудования при сохранении надежности его работы,, снижение расходов на ремонт и повышение его качества.
ВИДЫ ОТКАЗОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Аварийные отказы газонефтетранспортных систем в процессе эксплуатации — явление нежелательное. В ряде случаев отказы оборудования связаны со значительными материальными потерями.
Все отказы основного, вспомогательного и электросилового оборудования, систем автоматики и телемеханики нефтегазо-снабжения условно можно разделить на следующие категории:
первая (аварии)—отказы, сопровождающиеся взрывами, пожарами, значительным разрушением оборудования, зданий, а также так называемые каскадные отказы систем — отказы основных объектов системы в результате наступления аварийного отказа одного из них, как правило, приводящие к серьезному нарушению технологического процесса магистрального транспорта нефти и газа;
вторая — отказы, которые приводят к остановке НПС или КС, например отключение подстанции, отказ централизованной маслоустановки или общестанционной защиты;
третья — отказы, приводящие к отключению одного НПА. ГПА, отдельной единицы основного оборудования (если это не является отказом более серьезной категории);
181;
четвертая — отказы систем регулирования и защит, вспомогательного оборудования (при отказах четвертой категории создаются условия для возникновения отказов более высокой категории и работы на неэкономичных режимах).
Причины отказов технологических элементов систем разнообразны. Они могут зависеть от эксплуатационных факторов, проектирования, производства и монтажа оборудования.
Следует отметить, что наиболее частая причина отказов — дефекты второстепенных деталей оборудования. При этом в сложных системах использование избыточности не может повысить надежность, хотя сама избыточность может быть активной или пассивной. В первом случае все элементы системы работают с полной нагрузкой, во втором — резервный элемент включается при выходе из строя резервируемого. Число производственных ошибок, являющихся причиной этих отказов, может быть уменьшено при качественном технологическом контроле.
Типичные примеры отказов из-за нарушения технологии в процессе сборки следующие:
неправильный монтаж стальной конструкции (некоторое время ее элементы находились под предельным напряжением; возрастание в процессе эксплуатации нагрузок привело к разрушению этих элементов);
сдвиг двух узлов относительно друг друга при соединении их (зубчатая передача восприняла консольную массу сборочного узла, вал изогнулся и разрушился);
вышли из строя контргайки подшипников и другие соединительные устройства из-за того, что они плохо закреплены;
заблокирован подвод воздуха к направляющим лопаткам сопл первой ступени турбины из-за неправильного монтажа разделительных колец сопл, что явилось причиной перегрева и отказа ряда лопаток;
разные коэффициенты линейного расширения при монтаже тонкостенного патрубка к толстостенной выхлопной трубе (разрушение выхлопного патрубка и протечки выхлопных газов в машинное отделение).
При исследовании и создании эффективной системы технического обслуживания и ремонта трубопроводных систем важно классифицировать оборудование по видам отказов, т. е. по характеру их наступления.
Практика эксплуатации показывает, что отказы могут быть двух видов:
внезапные — происходят в любой момент времени из-за непредвиденного, внезапного повышения внешних нагрузок; характеризуются резким изменением параметров технического состояния (к внезапным отказам относят также механические повреждения подземных трубопроводов при неправильном или небрежном проведении строительно-монтажных работ вблизи мест их прокладки, разрывы сварных швов трубопроводов, ме-
ханические засорения регулирующих клапанов и пилотных механизмов на ГРС и др.);
постепенные — их возникновению предшествует накопление неисправностей и дефектов; для отказов этого типа характерно постепенное ухудшение параметров технического состояния: закон распределения таких отказов в большинстве случаев нормальный; коррозионные повреждения и отказы трубопроводов относят, как правило, к постепенным отказам; основной вид постепенного отказа ГПА — снижение приведенной мощности (в конце межремонтного периода наблюдается уменьшение мощности в среднем на 20 % и увеличение разброса ее значений).
Постепенные отказы могут проявляться и внезапно. Это объясняется следующими причинами: недостаточная оснащенность средствами контроля состояния и оборудования, неисправность имеющихся средств контроля, низкий уровень знаний, отсутствие опыта у эксплуатационного персонала, нарушение правил технической эксплуатации.
Практика показывает, что появление отказов во времени подчиняется определенной закономерности (рис. 70). Рассматривая поведение во времени одной из наиболее часто применяе-ных характеристик надежности — интенсивности отказа Я(/), можно заметить, что типичным для кривой Х(г) являются повышенная интенсивность отказа в начальный период эксплуатации, спад и стабилизация кривой на относительном уровне и снова рост интенсивности отказа, не прекращающийся до окончания эксплуатации. Для некоторых деталей ярко выраженный период постоянства значений %{1) отсутствует; после периода приработки наступает медленный монотонный рост функции л(/).
Отказы, обусловленные поступлением в эксплуатацию «слабых» или некондиционных технических устройств, называют приработочными отказами, а период, когда они наблюдаются,— периодом приработки.
Для многих механизмов можно достаточно точно указать период работы, когда приработка уже окончена, но еще не наблюдаются заметные изменения их физико-механических свойств, обусловливающие способность сопротивляться внешним нагрузкам, которые в этот период не приводят к необратимым изменениям первоначальных свойств технических устройств.
183-
Внезапные отказы возникают только при значительных концентрациях нагрузок. Интенсивность отказов не меняется и остается на самом низком уровне. Этот период называют этапом нормальной эксплуатации.
Наконец, вследствие накопления необратимых изменений з элементах технических устройств под воздействием нагрузок наступает период, когда сопротивляемость внешним нагрузкам заметно снижается. Случаи повышения внешней нагрузки над сопротивляемостью технических устройств становятся все более частыми. Особенно ярко этот процесс проявляется в так называемом усталостном разрушении механических элементов, вызванном многократной сменой напряжений.
Отказы, связанные с постепенной утратой техническими устройствами первоначальных свойств в результате износа и старения, называют постепенными, а соответствующий им период эксплуатации — периодом износа, когда интенсивность отказа непрерывно возрастает. Если в начальный период эксплуатации основная доля отказов происходит из-за ввода в эксплуатацию части технических устройств со «слабой» сопротивляемостью, на этапе нормальной эксплуатации — из-за случайных, значительных по величине концентраций нагрузок, то в период износа основная доля отказов связана со снижением сопротивляемости технических устройств внешним нагрузкам. Это не исключает, однако, возможности появления внезапных и постепенных отказов на всех этапах эксплуатации.
Характер изменения параметра технического состояния детали до момента возникновения отказа может быть постепенным и внезапным. Причины возникновения отказа — ошибки при конструировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации и ремонте технических устройств. Отказ может носить случайный или естественный (старение, износ и др.) характер. По времени отказы классифицируются так: периоды приработочный, нормальной эксплуатации, износа (выработки ресурса); по внешнему проявлению — явный или скрытый, по возможности восстановления путем ремонта — устранимый или неустранимый (требуется замена узла).
При изучении надежности важное значение имеет разделение отказов на независимые и зависимые. Независимый отказ элемента — отказ, не связанный с повреждениями или отказами других элементов оборудования; зависимый — отказ элемента, вызванный повреждениями или отказами других элементов оборудования.
Потери, связанные с нарушениями нефте- и газоснабжения потребителей в результате отказов технологических объектов трубопроводных систем, могут быть значительными. Основную долю ущерба несут потребители. Потери складываются, во-первых, из затрат на резервное топливо (если оно имеется), включающих в себя затраты на топливо и топливное хозяйство,:зо-вторых, из прямого ущерба, связанного с недовыпуском про-184
дукции, прочих материалов, простоями рабочих и оборудования. Оценить потери во всех случаях чрезвычайно трудно, а иногда практически невозможно. В общем случае У=Ус + Уп + Уд + Уа,. где Ус — системные потери из-за недополучения прибыли, внеплановых аварийных ремонтов (замен) оборудования, недоиспользования ресурсов, износа агрегатов при запусках и остановках, неоптимальной работы в послеаварийных ситуациях; Уп — потери у потребителя из-за нарушения технологического процесса, повреждения основного оборудования, брака и порчи сырья, поломки инструментов, простоя рабочей силы; Уд — дополнительные потери по смежным отраслям экономики; Уа — прямые потери нефти и газа в аварийных ситуациях и при запуске и остановке агрегатов (для КС). Как показывает опыт-эксплуатации систем газонефтеснабжения, прямые потери Уа относительно невелики, поэтому в подавляющем большинстве случаев ими можно пренебречь. Затруднения в определении потерь Уп и Уд вызваны разнохарактерностью потребителей и множеством факторов, влияющих на эти потери, а также тем, что большое число потребителей принимает меры для уменьшения своего ущерба в результате возможного (реального) прекращения нефте- и газоподачи в случаях аварий в системе. Оки заключаются в создании необходимого резерва производственной мощности, организации дополнительного выпуска продукции при тех же производственных мощностях, создании резервов готовой продукции и энергетических резервов.
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
Работоспособность оборудования и восстановление его основных технических характеристик достигаются путем использования системы технического обслуживания и ремонта — комплекса взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативных документах.
Система ППР — это совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, обслуживанию и ремонту оборудования по заранее составленному плану, которые способствуют увеличению долговечности деталей и узлов при номинальных рабочих параметрах, предупреждению аварий, повышению культуры эксплуатации и уровня организации ремонта.
Сущность системы ППР заключается в том, что после отработки оборудованием заданного числа часов проводится определенный вид планового ремонта — технический осмотр, текущий, средний и капитальный ремонты. В зависимости от конкретных условий эксплуатации система ППР определяет структуру ремонтных циклов: продолжительность межремонтного периода; объем профилактических и ремонтных работ по
185.
/каждому виду ремонта; продолжительность простоев в ремонте; потребность в материалах и запасных частях для выполнения работ.
При проведении ППР на КС и НПС осуществляют следующие мероприятия:
на основании положения ППР составляют планы-графики ремонта технологического оборудования и типовой сетевой график капитального ремонта;
осуществляют межремонтное техническое обслуживание, текущий или средний ремонт;
проводят расчеты по определению трудоемкости работ и численности рабочих, которые будут выполнять плановый ремонт установок;
осуществляют надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования;
организуют учет работы оборудования;
обеспечивают нормальные условия хранения на складе запасных частей;
составляют заявки на оборудование и запасные детали;
разрабатывают планы организационно-технических мероприятий по снижению трудоемкости ремонтных работ, улучшению качества ремонта и сокращению при его проведении простоя оборудования в целом;
изучают причины и характер отказов деталей и узлов оборудования в конкретных условиях, дают рекомендации по увеличению сроков их службы;
проводят ремонт и восстановление деталей;
составляют перечень рационализаторских предложений, намечаемых к внедрению на эксплуатируемом оборудовании.
Система ППР линейной части магистральных трубопроводов предусматривает систематизацию данных о работе устройств ЭХЗ трубопровода от коррозии; выполнение определенных видов электрометрических измерений в установленные сроки, планирование на их основе мероприятий по увеличению мощности устройств ЭХЗ; осмотр изоляции и труб в шурфах для определения их состояния; систему технических осмотров и предупредительных ремонтов запорной арматуры и линейных сооружений на трассе; планирование технических осмотров полосы отвода и работы по содержанию ее в надлежащем состоянии; планирование осмотров охранной зоны и мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленного для нее режима; планирование текущих, средних и капитальных ремонтов; контроль за осуществлением технических осмотров и ремонтов в установленные сроки; контроль за качеством ремонтов.
Действующие нормативы на ремонт оборудования трубопроводных систем устанавливают для оборудования отдельные виды ремонтов; время работы между ними; время простоя при ремонте; затраты труда на ремонт в зависимости от категории его сложности; расход запасных частей и основных материалов. 186
Все ремонтные операции должны начинаться и заканчиваться в установленное время. В действительности они в какой-то степени имеют вероятностный характер, что связано с состоянием оборудования, которое полностью выявляется лишь после разборки, а также с обеспеченностью запасными частями и возможной переброской ремонтного персонала на выполнение аварийных работ. Существенную помощь при составлении первоначального плана работ оказывает сетевой график.
Действующая в настоящее время система технического обслуживания (система ППР) имеет некоторые недостатки. В частности, при установлении сроков проведения дефектацин. не учитывается то обстоятельство, что надежность отдельных узлов, агрегатов и прочего оборудования благодаря совершенствованию конструкции, технологии изготовления и ремонта непрерывно изменяется. Однако строго регламентированы не реальное техническое состояние оборудования и степень выработки ресурса, а сроки и объемы предупредительных работ. Условия эксплуатации технологического оборудования в производственных объединениях отличаются друг от друга, чтс также влияет на его эксплуатационную надежность. Не учитываются внеплановые и аварийные остановки, их последствия и ремонтные затраты, влияющие на показатели качества функционирования трубопроводной системы в целом. Недостаточно обосновываются роль и место обслуживаемого технического объекта в системе.
В зависимости от особенностей, степени повреждений и износа оборудования трубопроводных систем, а также от трудоемкости ремонтных работ различают текущий, средний и капитальный ремонты.
Текущий ремонт — это минимальный по объему предупредительный ремонт по систематическому и своевременному предохранению от разного рода отказов конструкитвных элементов деталей, узлов и отдельных агрегатов оборудования. В этом случае заменяют или восстанавливают незначительное число элементов, изношенных деталей с наиболее короткими сроками службы, проверяют на точность работу оборудования во всех видах предусматриваемых испытаний.
Текущий ремонт включает предупредительный ремонт, планируемый по объему и времени его выполнения, непредвиденный предупредительный ремонт, выполняемый в процессе эксплуатации, как правило, в срочном порядке.
К текущему ремонту линейной части магистральных трубопроводов относят ликвидацию мелких повреждений земляного покрова и устройство водоотводящих каналов, вырубку кустарника, скашивание сорняка или обработку их ядохимикатами; мелкую ревизию и ремонт запорной арматуры, линейных сооружений и антикоррозионного покрытия; подготовку объектов трубопровода к эксплуатации в период весеннего половодья и устранение мелких повреждений, причиненных весенним па-
водном; подготовку объектов трубопровода к эксплуатации в ве-сенне-зимних условиях; измерение потенциалов трубопровода по отношению к почве, рытье шурфов и осмотр состояния поверхности металла трубы; работы по профилактике аварийного запаса труб (очистка от ржавчины и праймирование, ремонт стеллажей" и др.); ликвидацию мелких утечек газа при осмотре линейной части трубопровода и его сооружений.
Средний ремонт — промежуточный вид предупредительного ремонта для сложного оборудования (ГПА, НПА), транспортных средств и др. Периодичность его проведения — не менее одного раза в год, т. е. с отработкой более 8400 ч. Средний ремонт отличается от текущего несколько большим объемом работ, в который входит частичная разработка ремонтируемого оборудования, капитальный ремонт отдельных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей (кроме базовых), проверка на точность, регулировка и испытание под нагрузкой. Кроме того, при среднем ремонте обязательно проверяют техническое состояние всего ремонтируемого агрегата и устраняют все обнаруженные неисправности.
" Межремонтное предупредительное обслуживание осуществляют периодически, в промежутке между ремонтами. Цель его — наблюдение за состоянием сооружений и оборудования, устранение мелких неисправностей (рис. 71).
Текущий и средний ремонты на сооружениях линейной части магистральных трубопроводов тесно взаимосвязаны, поэтому 1:х нельзя рассматривать раздельно. Текущий и средний ремонты разграничивают преимущественно для основного оборудования насосных и компрессорных станций — ГПА и НПА.
Капитальный ремонт — это наибольший по объему комплекс ремонтных работ, который проводится при достижении предельных величин износа конструктивных элементов, деталей, узлов оборудования, электромашинных и транспортных средств I! заключается в полной разборке узлов и деталей, замене или ремонте изношенных неисправных составных частей, проверке и сборке ремонтируемого оборудования, регулировке и испытании.
По экономическому содержанию капитальный ремонт — это разновидность капитальных вложений, так как в процессе его заменяются или восстанавливаются изношенные (поврежденные) конструктивные элементы, элементы отделки и инженерного оборудования в зданиях и сооружениях, детали узлов и агрегатов в оборудовании, электромашинных и транспортных средствах. В результате капитального ремонта сроки службы основных фондов удлиняются, что равнозначно вводу в действие новых.
Период между капитальными ремонтами называют ремонтным циклом. Число и последовательность входящих в него ремонтов и осмотров составляют структуру ремонтного цикла, а время между двумя смежными ремонтами— межремонтный период. Длительность его зависит от срока службы наименее стойких деталей, сменяемых при текущем ремонте.
Аварийный ремонт по сути дела является внеплановым, проводимым в срочном порядке по мере наступления аварийного отказа оборудования (за исключением оборудования, находящегося в резерве).
Межремонтные периоды и структура ремонтных циклов П|риведены в табл. 26.
Непрерывное повышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в систему ППР. Рассмотрим основные направления совершенствования системы ППР:
научное обоснование нормативов межремонтных пробегов; в настоящее время система ППР строится на основе опытно-статистических нормативов, которые зависят от ряда субъективных факторов; разработка технически обоснованных нормативов межремонтных пробегов ускоряет научно-технический прогресс в отрасли;
совершенствование структуры межремонтных циклов; применение износостойких.материалов и защитных покрытии; улучшение обслуживания и другие мероприятия, ведущие к повышению надежности оборудования, позволяют увеличить межремонтный пробег оборудования, следовательно, технический процесс требует совершенствования структуры межремонтных циклов, обеспечения минимальных затрат на ремонт; совершенствование структуры межремонтного цикла возможно в основном за счет сокращения ремонтов (текущих и средних) и увеличения длительности межремонтных периодов;
сокращение времени простоя оборудования в ремонте и трудовых затрат на ремонт; узловой метод ремонта позволяют уменьшить его продолжительность. Освоение ремонтными рабочими смежных профессий также ведет к уменьшению простоя г ремонте;
дифференциация нормативов системы ППР с учетом условий работы оборудования (оборудование, работающее в нормальных условиях — нейтральные среды, невысокие температуры, и оборудование, работающее в тяжелых условиях — коррозионные среды, повышение температуры, высокие запыленность и влажность).
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Планирование ремонтных работ и технического обслуживания прежде всего должно основываться на учете и оценке данных, получаемых при контроле за работающим оборудованием, который позволяет выявить и устранить неполадки и свести к минимуму ремонт с остановкой оборудования. Время простоя оборудования в ремонте складывается из периодов проведения подготовительных, ремонтных и заключительных (послеремонтных) работ. В подготовительные работы входят остановка оборудования, удаление продукта, продувки, пропарки и т. д. Продолжительность ремонтных работ — это время для проведения одного ремонта и испытаний на прочность, ллотность и обкатку на холостом ходу. Заключительные работы— рабочая обкатка оборудования и выход его на эксплуатационный режим.
Длительность ремонтного цикла должна быть меньше длительности работы, при которой возникает максимально допустимая вероятность отказа агрегата в целом. Большая продолжительность цикла приводит к увеличению вероятности отказа и вынужденным неплановым ремонтам. При излишне сокращенном ремонтном цикле необоснованно увеличиваются затраты на ремонтное обслуживание.
Трудоемкость ремонта — это затраты труда на проведение одного ремонта. При ее расчете учитывают сложность и конструктивную особенность оборудования. Оценка трудоемкости ремонта может выражаться как в абсолютных (чел.-ч или днях), так и в относительных величинах. При относительной оценке трудоемкости ремонта какого-либо вида оборудования принимают за эталон. Эту величину называют также условной. Она соответствует примерно 40—55 нормо-ч.
Система ППР оборудования предусматривает категории сложности ремонтных работ (или категорию ремонтной сложности), которые определяют по формуле Я=г/г, где т —общие трудовые затраты на ремонт оборудования; г — единица ремонтной сложности, равная 10 чел.-ч. Установление категории сложности ремонта оборудования облегчает планирование
ремонтных работ и позволяет определить численность ремонтного персонала п, которую подсчитывают по формуле
п^тП^Ю^ ЯП,
1=1 1 = 1
где I — годовой плановый бюджет рабочего времени одного
рабочего.
Расчет трудовых затрат на ремонт оборудования предприятия составляют на основании расчета объема ремонтных работ на плановый год; сводного плана ремонта оборудования; месячного графика ППР оборудования; годового графика остановок на ремонт цехов и особо важных объектов; титульного списка капитального ремонта основных средств; плана организационно-технических мероприятий по ремонтной службе; плана ре-монтно-механического цеха на изготовление запасных деталей.
Планируемый межремонтный срок службы оборудовании Тпл может быть определен по формуле Тпл = М/Кэ, где N — нормативный межремонтный ресурс; Кэ — коэффициент использования оборудования. Кэ = Тф/Тк, здесь Тф — фактическая наработка оборудования (Тк — календарное время эксплуатации, т. е. время между капитальными ремонтами). Число капитальных ремонтов ак в ремонтном цикле: ак=\, средних ремонтов— ас = Т/Тс —1 (Т — длительность ремонтного цикла; Тс — наработка между средними ремонтами), текущих ремонтов аг = Т/Тт — ак — ас (Гт — наработка между текущими ремонтами). Число ремонтов п по годовому плану п = МрагКТк/Т, где Л'р — число единиц однотипного оборудования, находящегося в работе; щ — число капитальных, средних и текущих ремонтов в ремонтном цикле; К — плановый коэффициент использования оборудования (К=Тп/Тк, здесь Тп — плановое время работы оборудования в течение года); Тк — календарное время, принятое в положении о ППР и равное 8640 ч/год. По результатам расчета ремонтов каждого вида оборудования составляют сводный план ремонта по предприятию в целом, а затем график ППР по производству и цехам.
Высококачественное проведение ремонтов оборудования возможно лишь при наличии необходимого числа запасных деталей, сборочных единиц и комплексов. Предприятия обеспечиваются необходимыми запасными частями к оборудованию за счет заводов, специализированных ремонтных предприятии, а также поставок но импорту. Некоторые запасные части изготовляют в ремонтно-механических цехах самих предприятий. Исходные данные для определения общего числа запасных деталей — нормы расхода и срок службы деталей. Годовой расход деталей на одну машину или агрегат Р определяют по формуле Р=12Л'"д//) где Л/д — число одинаковых деталей в машине или аппарате; I — срок службы детали. Годовая потреб-
Таблица 27. Форма для расчета нормативов запасных частей
Деталь или узел | Масса одной штуки, кг | Общее число установочных деталей или узлов, шт. | Фактический расход в истекшем году, шт. | Коэффициент снижения расхода | Число | ||
наименование, условный шифр | номер чертежа | деталей ил и | |||||
в истекшем году | в планируемом году | узлов, планируемое на год. шт. | |||||
ность сменных деталей на группу однотипных машин Мг = РЛ'а) где Ма — число машин.
Норма постоянного запаса деталей, хранящихся на складе,
где Рт, Рс, Рк — расход деталей для одного агрегата соответственно на текущий, средний и капитальный ремонты; Пт, Пс„ Пк — число соответственно текущих, средних и капитальных ремонтов; (т, (с, 1к — межремонтные периоды соответственно текущего, среднего и капитального ремонтов; Кв — принятое число дней хранения постоянного запаса; а — коэффициент, учитывающий число однотипных машин (а = О,9-ьО,98); А —■ число ремонтируемых машин и агрегатов; Ц — ремонтный цикл.
Максимальный срок обеспечения группы машин запасами деталей зависит от типа машин. Он обычно не превышает 4— 5 мес, а для крупных деталей, сборочных единиц и комплексов— 6—10 мес. Формы для расчета нормативов запасных частей, а также для планирования их поставки и учета расхода приведены в табл. 27, 28.
При составлении графиков ремонта трубопровода необходимо следить за тем, чтобы время его совпадало с временем ремонта основного оборудования перекачивающих станций
Таблица 28. Форма для планирования и учета расхода запасных частей (в год)
Деталь | или | План | и фактическое движение | с- | |||||||||
по месяцам | |||||||||||||
а | я | Январь | Декабрь | ?а | я г | ||||||||
§ 3 | К 0-1 | од, | к | С О да | II | ||||||||
условный | номер чер | План на г | План | Поступлен | Фактическ расход | Остаток | а га СП | Поступлен | Фактическ расход | Остаток | Плановая ь ных запасо | Сверхнорм; таток на шт. | |
Заказ Л"» 1997
(это позволяет наиболее полно использовать время остановок трубопровода). Если имеется резерв времени, то ремонт основного оборудования (насосов, приводов к ним, резервуаров и др.) планировать и организовывать несколько проще. В этом случае работу перекачивающих станций можно обеспечить практически без остановок. Для каждого вида оборудования разрабатывают графики ППР, соблюдая следующие условия: продолжительность работы между двумя ремонтами должна соответствовать установленным нормам, а длительность каждого ремонта строго ограниченной; при длительном ремонте •следует вводить в эксплуатацию резервное оборудование, так как число действующих агрегатов должно быть постоянным. Число отработанных в году часов для всех агрегатов должно быть примерно одинаковым, для чего при составлении графика ремонта и плана эксплуатации предусматривают по- * очередное нахождение всего оборудования как в работе, так и
в резерве.
Вспомогательное оборудование, технологически связанное с основным, обычно ремонтируют одновременно с основным, чтобы сократить общий срок простоя.
При правильной организации ремонта оборудования для качественного выполнения работ необходимо учесть все оборудование, которое требуется ремонтировать; составить паспорт оборудования с определением технического состояния агрегатов и машин; организовать систематический учет работы оборудования, расхода запасных частей, материалов, необходимых для эксплуатации и ремонта; разработать номенклатуру и число деталей, узлов оборудования и материалов для оперативного и неприкосновенного запасов; создать оперативный и неприкосновенный запасы деталей, узлов оборудования и материалов; организовать изготовление запасных частей; контроль за качеством проведения ремонта и правильностью эксплуатации оборудования, а также ремонтное хозяйство (ремонтные цехи, базы). План ППР оборудования составляют по ведомости дефектов — основному техническому документу, где подробно отражены все повреждения и необходимый объем восстановительных работ. На основании ведомости дефектов разрабатывают спецификацию необходимых для капитального ремонта материалов и смету стоимости ремонтных работ.
Для правильного решения вопросов, возникающих при организации и управлении ремонтом (преимущественно сложного оборудования), применяют сетевые графики, представляющие собой графическую модель ремонтного процесса, на которых отображается технологическая последовательность выполнения всех типовых и специальных работ по ремонту агрегата. Такие графики позволяют наглядно представлять взаимосвязь и последовательность выполнения работ, анализировать возможные пути достижения заданного результата и выбирать наиболее выгодный из них (рис. 72)..194
160
я № 32 48 66 80 96 112 128 744
Рис. 72. Сетевой график ремонта:
п — число занятых рабочих; Т — продолжительность ремонта
Для построения сетевых графиков необходимо знать содержание и продолжительность ремонтных операций, затраты труда и времени на каждый вид работ. График позволяет установить необходимость и возможность кооперирования со смежными и ремонтными подразделениями, а также время поступления материалов и запасных частей. В период проведения ремонтов на графике отмечают фактическое время выполнения плановых работ. Это дает возможность выявить неточности планирования и избежать их при составлении следующих графиков. Использование методов сетевого планирования позволяет сократить простои оборудования в ремонте на 25—30 % (в отдельных случаях на 50%), а трудоемкость работ—на 10—20 %.
Установлена единая характеристика элементов сетевого графика и методика их изображения. Элементы сетевого графика— работа и событие.
Работа — производственный процесс, требующий затрат
труда (например, разработка компрессора). На сетевом гра
фике этот элемент изображают стрелкой (см. рис. 72). Наиме
нование работ пишут над стрелкой, а их продолжительность —■
под ней. Процесс, требующий затрат времени (например, вы
держка под давлением межступенчатых аппаратов при их
испытании), на графике изображают штриховой стрелкой.
Непрерывную последовательность работ в сетевом графике
называют путем. Длина пути определяется продолжительно
стью лежащих на нем работ. При небольшой длине путь между
начальным и конечным событием называют критическим: его
"* 195
продолжительность (дни или часы) определяет срок окончания ремонта в целом. Критический путь позволяет заранее установить те работы, от которых зависит срок ремонта, и сосредоточить внимание на их выполнении.
Событие — факт окончания одной или нескольких работ, необходимых для последующих работ. На сетевом графике номер события изображают кружком. События, не имеющие предшествующих работ, называют начальными, не имеющие последующих работ, — конечными. В сетевом графике могут быть одно начальное (например, подготовительные ремонтные работы) и одно конечное (определяющее готовность агрегата к сдаче в эксплуатацию) события. Датой начала работы считается календарный срок, соответствующий конечному событию.
Продолжительность работ, увязываемую в сетевом графике, называют временной оценкой и указывают над стрелкой, изображающей работу. Некоторые работы имеют определенный резерв времени, т. е. какое-то число дополнительных дней, в течение которых можно выполнить данную работу без задержки остальных работ. При этом различают два вида резерва времени: полный и свободный, т. е. время, в пределах которого можно увеличить продолжительность работы без изменения времени начала последующих работ. Работы, лежащие на критическом пути, не имеют резерва времени.
Направление стрелок в сетевом графике принято слева направо, нумерация событий возрастает по мере удаления направо.
При составлении сетевого графика необходимо следить за тем, чтобы не образовывались циклы, т. е. чтобы сроки, изображающие работы, не возвращались к тому событию, откуда они вышли, и чтобы один из их концов не повисал свободно. Все события, кроме конечного, должны иметь последующую работу. Каждая работа определяется однозначно, т. е. присущей только ей парой событий.
ПОДГОТОВКА К РЕМОНТУ И СДАЧА ОБОРУДОВАНИЯ В РЕМОНТ
Каждый конкретный ремонт можно рассматривать как совокупность типового ремонта, объем и номенклатура которого предусматриваются техническими условиями на выполнение общих и специальных ремонтных работ. Такой подход позволяет осуществлять подготовку к типовому ремонту в течение всего межремонтного периода, а в предремонтный период сосредоточить все внимание на подготовке к выполнению специальных работ. Для подготовки к типовому ремонту необходимы следующие документы: график ППР, ведомость документов (объем типового ремонта), технические условия на ремонт элементов и узлов агрегата, технологическая карта
ремонта для крупных агрегатов повышенной сложности, сводные ведомости на оборудование и материалы, комплекты чертежей на агрегат (включая чертежи на запасные части) и отчетных технических формуляров по ремонту: ведомости организационно-технической оснастки, план размещения ремонтных узлов, деталей и организационно-технической оснастки, сетевой график типового ремонта агрегата.
Для планомерной подготовки к ремонту составляют план-график с указанием сроков выполнения мероприятий и конкретных исполнителей.
В процессе подготовки к ремонту осуществляют следующие работы: комплектацию (изготовление, ремонт), проверку приспособлений и организационно-технической оснастки, проверку и освидетельствование оборудования, приспособлений и оснастки, связанных с подъемом, перемещением и установкой ■оборудования; комплектацию запасных частей и специального инструмента; комплектацию и проверку измерительного и слесарного инструмента общего назначения, материалов для ремонта, включая прокладочный материал необходимых типоразмеров; проверку наличия необходимого оборудования и подготовку его; планы механизации ремонтных работ и станочной -обработки ремонтных деталей и узлов.
При подготовке к ремонту разрабатывают схему управления ремонтом с указанием границ ответственности и функциональных связей по субподрядным организациям и лицам, отвечающим за расстановку ремонтных бригад, выдачу заданий и прием работ, принятие технических решений, подготовку рабочих мест, а также за выполнение и приемку работ, выполненных вне ремонтной площадки, организацию и подготовку оборудования к ремонту, обработку, пусковую наладку и включение оборудования.
При подготовке к ремонту осуществляют организационную разработку режима работы ремонтного персонала, т. е. разработку плана расстановки и комплектации ремонтных бригад и группы обеспечения ремонта; организацию изучения ИТР и рабочими положений и требований документации, регламентирующей выполнение ремонтных работ; разработку плана размещения ремонтных узлов и деталей, организацию рабочих зон с указанием мест установки организационно-технической оснастки, дополнительных постов энергоразводок, освещения с учетом выполнения ремонта специализированными бригадами и звеньями.
В подготовку к выполнению специальных ремонтных работ входят следующие мероприятия: определение перечня и объема работ; разработка технических требований на выполнение работ, технологии их выполнения (операционной карты); организация выполнения работ; подготовка запасных частей, инструмента, материалов и оборудования для выполнения работ, включение работ в типовой сетевой график.
^ у? у дивоп гул. л. и»с1*1уп 1 у
шое значение в условиях эксплуатации нефтегазопроводов и нефтебаз, где весьма существенными факторами являются взры-во- и пожаробезопасность. По этой причине последовательность и содержание операций по подготовке к ремонту оговаривают в технологической карте установки или инструкции по эксплуатации каждого вида оборудования. При составлении карты исходят из свойств среды, заполняющей оборудование или систему, в которую оно входит, размеров оборудования, а также-принятого способа проведения ремонта.
Остановку оборудования, отключение его от системы и подготовку к ремонту осуществляет технологический персонал. Так. как резкие изменения температуры, давления, нагрузок при; остановке могут вызвать серьезные повреждения оборудования,, остановкой крупного или технологического объекта руководит начальник участка. Остановленное оборудование освобождают от находящейся в нем среды, используя для этого дренажа (спуск самотеком), продувку паром или воздухом, промывку водой и т. д. После этого оборудование надежно отключают от системы, устанавливая заглушки на фланцевых соединениях до запорной арматуры или после нее. Заглушки должны иметь хорошо заметный хвостик с обозначенным номером. Факт установления каждой заглушки регистрируют в вахтенном журнале,, где отмечают даты установки и последующего изъятия заглушки-и указывают фамилию исполнителя. Заглушки ставят дежурные слесари, а в случае большого объема работ — слесари, выделенные ремонтной базой завода.
Дальнейшая подготовка оборудования зависит от его конструктивных особенностей, конкретных условий и характера требуемого ремонта. Она может включать промывку, проводящуюся определенное число раз, применение специальных реагентов и др. Технологическая служба должна выдать лицам,, осуществляющим ремонт, официальную справку, гарантирующую подготовку оборудования. При капитальном ремонте установки по определенной форме составляют акт, в котором подтверждается готовность оборудования и коммуникаций к ремонту и оговариваются особые меры предосторожности при проведении работ. Сдачу оборудования в ремонт осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 19504—74. По утвержденной форме составляют письменное разрешение на сварочные и другие огневые работы на самом оборудовании или на территории установки. Такое разрешение, подписанное главным инженером завода (начальником цеха), визирует представитель пожарной охраны, который до начала работ и во время их проведения проверяет строгое соблюдение всех мер, оговоренных в оформленном разрешении и в общих правилах по технике безопасности.
Сдачу в ремонт проводит подразделение предприятия, эксплуатирующего оборудование, а приемку — ремонтная органи- 198
зация или ремонтное подразделение данного предприятия. Эта процедура должна быть оформлена актом сдачи, в котором отражаются техническое состояние и комплектность оборудования.
Отремонтированное оборудование принимает служба технического контроля на основании результатов проверок (испытаний), устанавливаемых нормативно-технической документацией на ремонт. При выдаче оборудования из ремонта составляют акт, в котором подтверждается соответствие технического состояния и комплектности оборудования требованиям норма-тквно-технической документации на ремонт.
Глава 8