БКГ.
Постановка задачи. Фирма специализируется на выпуске садово-огородного инвентаря, объем реализации продукции в денежных единицах (де) за последние два года и доля рынка фирмы и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в табл. 11.
Таблица 11 Характеристика продуктового портфеля фирмы
№ | Наименование продукции | Объем реализации, тыс. руб. | Доля рынка,% | ||
2006г. | 2007 г. | Фирмы | конкурента | ||
Соковыжималка СВСА-308 | |||||
Тележка двухколесная | |||||
Ящик складной овощной | |||||
Тележки с корытом | |||||
Садово-огородный инвентарь в ассортименте | |||||
Секаторы в ассортименте | |||||
Запчасти к отечественным мотоблокам | |||||
Лестница-стремянка ЛС-3,5,6,7 | |||||
Опрыскиватели |
Задание. Используя матрицу БКГ, сформируйте товарную стратегию фирмы.
|
|
Рекомендации к решению.
1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы рассматриваются: темпы роста рынка (объем продаж) и относительная доля рынка.
2. Расчет темпов роста рынка (РР). Они характеризуют изменение объемов реализации (объемов продаж), и которые могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (в нашем примере это 2006-2007 гг.) или через среднегодовые темпы их изменения.
Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2007 г. (текущий показатель) к объему ее реализации за 2006 г. (предыдущий год) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.
3. Расчет относительной доли, занимаемой фирмой на рынке
(ОДР) по каждому виду продукции.
Относительная доля рынка определяется отношением доли фирмы на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы.
Доли рынка фирмы или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции ', соответственно фирмой или сильнейшим конкурентом.
Например, емкость рынка по продукту №1 составляет 7353 тыс. руб., а объем реализации продукта №1 фирмой - 2500 тыс. руб. Тогда доля рынка фирмы по продукту №1 равна
34% х (2500/7353)х100%
Отсюда ОДР для продукта №1:
— =20%
Это означает, что объем реализации фирмой продукта№1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей
конкурирующей фирмой в 2 раза.
4. Расчет доли (%) каждого вида продукции в общем объеме
реализации фирмы за 2007 г.
Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (табл. 1).
|
|
Таблица 1.Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показатель | Номер продукта | ||||||||
Темпы роста рынка (РР) | 0,86 | 1,1 | 1,44 | 1.3 | 1,6 | 1.7 | 0.6 | 0.7 | 0,44 |
Относительная доля рынка (ОДР) | 2,0 | 1,6 | 0.7 | 1,2 | 1,5 | 0.1 | 2,2 | 1,0 | 1,0 |
Доля прод. в общем объеме реализации фирмы,% | 33.9 | 8.4 | 1,6 | 27.0 | 4.2 | 1.2 | 6,7 | 10,7 | 5.3 |