Моральное удовольствие и имитация удовлетворения: «сексуально востребованная женщина»

Сексуальное взаимодействие у женщины может быть связа­но с удовольствием, которое находится за пределами телесности и с ней непосредственно не связано. Это удовольствие «мораль­ного» характера, оно возникает от факта сексуальных отношений: «Я получаю очень часто какое-то моральное удовлетворение от полового акта» (48 лет).

Гендерная идентичность, эксплицитно связываемая женщина­ми с моральным удовольствием, означает «сексуальную востре­бованность» (секс означал «мое признание, что вот я так нужна, важна» (34 года); «Сексуальный контакт... подтверждает еще раз, что я нравлюсь партнеру, мужчине» (39 лет)). «Моральное» удовольствие обусловлено тем, чтобы нравиться, привлекать вни­мание, вызывать сексуальное желание. В описании партнера ак­цент ставится не столько на его компетентность, ответственность, опытность, сколько на наличие и проявление сексуального жела­ния с его стороны. Женская идентичность увязывается в единое целое при помощи внешнего сексуального «взгляда» — когда она оценена как сексуально привлекательная. Секс «поднимает мою ценность, личностную ценность», брак означал «мое признание, что вот я так нужна, важна» (34 года). Сексуальное общение оз­начает «признание и поднятие моей личностной значимости, цен­ности себя... востребованности» (34 года).

«Женщина может быть вполне довольна, если нет оргазма. Вполне. Для нее важнее то, насколько мужчина ей уделяет внима­ние, страсть, ласки и вообще жажда ее. Это гораздо для нее важ­нее, чем если она получит сама оргазм. Ведь секс для мужчин и женщин, он очень разный. Восприятие секса. Мужчина самоутвер­ждается в сексе, женщина получает удовольствие. Она не само­утверждается в сексе. Она самоутверждается только тогда, когда она нравится» (46 лет).

В данном случае секс и сексуальные отношения тождествен­ны производству идентичности женщины — объекта (мужско­го) желания. На том, что с ней хотят иметь сексуальные отноше­ния, основывается гендерная идентичность. Такую женствен­ность исследователь гендерных отношений и маскулинности

Р. Коннелл называет «подчеркнутой» (emphasized), она «испол­няется» для мужчин и одновременно «господствует» над други­ми видами женственности (гомосексуальными, асексуальными, проститутками, сумасшедшими и пр.) (Connell, 1987. С. 183— 188).

Одновременно женщина, по отношению к которой испыты­вают желание, должна достигнуть удовольствия автоматиче­ским образом, без обсуждения, обучения и/или специальных усилий. Поэтому ей приходится применять специальные страте­гии для вписывания себя в дискурс «нормальности». Такой стра­тегией является имитация удовлетворения, которая описывается как обычная, широко распространенная практика: «Я притворя­лась, и делала это достаточно успешно, я хорошо этому научи­лась» (34 года); «Я привыкла это имитировать» (27 лет). От при­знания себя неполноценной {«Лет до 28 я думала, что я совер­шенно ненормальный человек, поскольку с партнером (оргазм) у меня плохо получается» (39 лет)) совершается переход к репре­зентации себя как полноценной в глазах Значимого другого («Я активно разыгрывала все, что было необходимо» (40 лет)). Быть компетентной женщиной — означает быть востребован­ной, выглядеть компетентной — означает скрывать отсутствие удовлетворения. Референция к сексуальному удовольствию как к ценности, которая должна присутствовать в отношениях, приво­дит к встраиванию в индивидуальный опыт имитации телесного удовольствия7.

Телесное удовольствие вводится в данный сценарий «неле­гитимным» способом: оно достигается во взаимодействии с соб­ственным телом, путем мастурбации либо при помощи профес­сионалов-сексопатологов или психотерапевтов (обращение к экспертам упоминается в четырех биографиях среднего поколе­ния). Собственное тело «производит» нелегитимное удовольст­вие, поскольку оно почти всегда сопряжено с описанием стыда и вины: «Воспитание такое, что мастурбацией заниматься пло­хо и вредно... онанизм — это позорно... получается, что не могу найти мужчину» (19 лет). Причина невозможности достигнуть телесного удовольствия во взаимодействиях связывается с ин­дивидуальными особенностями и объясняется личными качест­вами: «Я все-таки очень зажатый человек» (40 лет). Поэтому во взаимодействии удовольствие не переходит на телесный уро­вень: заинтересованности партнера недостаточно для достижения

удовольствия, поскольку оргазм — это «функция» собственного тела, а не сексуального взаимодействия: «Ом действительно очень заботился о моем оргазме... что я уже думала, когда же ты отвя­жешься, дорогой *(39 лет).

Такого рода жизненные истории репрезентируют модерни­зирующуюся (с точки зрения либерального дискурса) сексу­альность, которая становится предметом изучения и рефлексии, поводом для обращения к экспертам. Сексуальность «раздваива­ется»: она воспринимается женщиной как индивидуальное телес­ное качество, в котором сексуальное удовлетворение описывается как значимая характеристика. Одновременно на уровне взаимо­действия мужское желание определяет женскую идентичность, а собственное желание реализуется, принося «моральное» удов­летворение. Словами Лакана, желание (женское), будучи фунда­ментально отсутствующим, функционирует как защита от насла­ждения (удовольствия). По Лакану, «женщина не может знать и не может понять, что такое ее субъективность», она может только «интенсивно переживать собственную сексуальность» (Жеребки­на, 2000а. С. 92).

Базовая гендерная идентичность женщины основывается на потребности быть объектом мужского желания (так или иначе фиксируемом во всех историях), которое (как и собственное отсутствующее желание) наделяются онтологическим стату­сом и воспринимаются как «естественные»8. Именно об этом рассказывают те истории, в которых сексуальность не служит репродуктивному процессу, не является основой любви и те­лесных удовольствий. В них «женщина сексуальная» — объект гетеросексуального желания9, «востребованность» составляет ядро идентичности, что описывается через категории «само­оценки» и «самоутверждения». Удовольствие как категория оказывается связанным с категорией «востребованности». В данном случае гендерная идентичность женщины задана ее эксплицитным объектным позиционированием (восприятием себя как объекта сексуального желания и действия), одновре­менно невозможность достигнуть сексуального удовлетворения во взаимодействии рассматривается как индивидуальная ха­рактеристика, как специфическое свойство женщины с «по­давленной» сексуальностью, которое должно быть скрыто во взаимодействии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: