МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
Ульяновск
УДК 15.073 Печатается по решению редакционно-издательского
ББК 88 совета ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный
С 87 педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
Рецензенты:
Коноплёва И. В. – кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры математики ФГБОУ ВПО УлГУ;
Гурылёва Л. В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова»
ISBN 978-5-86045-535-1
С 87 Стрюкова Г. А.Математические основы психологии: Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. 85 с.
В учебном пособии рассматриваются основные методы статистической обработки эмпирических и экспериментальных данных, включая непараметрические и параметрические критерии оценки различий, согласия распределений, корреляционный анализ. Приведены необходимые теоретические сведения и формулы для решения типовых задач, наиболее часто встречающихся в экспериментальных психологических исследованиях. На конкретных примерах рассмотрены алгоритмы решения типовых задач. В качестве приложения к учебному пособию приведены справочные таблицы для определения критических значений основных статистических критериев, задания для самостоятельного решения.
|
|
Учебное пособие предназначено для студентов психологических специальностей. Пособие также может быть использовано студентами других специальностей педагогического вуза в качестве справочника при написании выпускных квалификационных и курсовых работ.
УДК 15.073
ББК 88
© Стрюкова Г. А.
© ФГБОУ ВПО
«УлГПУ им. И. Н. Ульянова»
Содержание
Введение......................................................................................................... | 5 |
1. Понятие измерения в психологии. Измерительные шкалы................... | |
2. Выборка. Формы учёта результатов измерений..................................... | |
3. Числовые характеристики распределений. Нормальное распределение............................................................................................ | |
4. Общие принципы проверки статистических гипотез............................. | |
5. Статистические критерии различий. Непараметрические критерии для связных выборок.…………................................................................ | |
6. Непараметрические критерии для несвязных выборок………………. | |
7. Критерии согласия распределений..……………...…............................. | |
8. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона………………………………………………………................... | |
Задания для самостоятельного решения................................................. | 63 |
Темы рефератов........................................................................................... | 72 |
Таблицы критических значений................................................................ | 73 |
Рекомендуемая литература....................................................................... | 84 |
ВВЕДЕНИЕ.
|
|
Перед человеком, вставшим на путь психологического или педагогического исследования, рано или поздно возникает проблема обоснования его результатов. Любое исследование подразумевает применение валидных методик, назначение которых – выявлять проявление (количественное или качественное) какого-либо признака у испытуемых, то есть что-либо измерять или устанавливать наличие (отсутствие). Таким образом, молодой учёный оказывается обладателем целого ряда (нескольких рядов) численных значений и имеет возможность стать также и математиком.
Простейшие математические процедуры, известные из курса элементарной (школьной) математики, как то: подсчёт общего числа испытуемых в какой-либо группе, вычисление процентного содержания, то есть так называемая описательная статистика, безусловно необходимы, но далеко не достаточны для научного исследования. Даже если были получены очень хорошие результаты, например: до эксперимента в группе у 35% испытуемых проявлялся какой-либо признак (высокий уровень тревожности и т.д.), а после эксперимента – всего лишь у 5%. Предъявление результатов эксперимента на данном уровне (описательной статистики) не может служить доказательством эффективности экспериментального воздействия.
Наряду с описательной статистикой должны быть использованы статистические методы более высокого уровня – подсчёт различных критериев или коэффициентов. Каждый из них предназначен для «своей» области. Для одного и того же случая могут оказаться применимыми не один, а целый ряд методов. Какие это методы и как их использовать, каковы области их применения – на эти вопросы даны ответы в данном пособии.
Пособие содержит описание лишь некоторых статистических методов, на наш взгляд, наиболее адекватных научному исследованию на начальных этапах – на уровне курсовой работы по психологии или выпускной квалификационной работы по психологии и педагогике. В ходе описания каждого метода математической статистики сохраняется логика изложения: приводится описание и назначение метода, условия и алгоритм его применения. В завершении рассматривается пример с подробным решением, доказательством психологической гипотезы данным методом математической статистики. В пособие включён раздел «Задания для самостоятельного решения», предназначенный для использования на практических и семинарских занятиях по предмету «Математические основы психологии».
Материал пособия отобран из основных признанных и современных учебников и учебных пособий по дисциплине. В наибольшей степени это относится к учебнику «Математическая статистика для психологов» О. Ю. Ермолаева и работе «Методы математической обработки в психологии» Е. В. Сидоренко. Это очень разные книги: и написаны различным языком, и ориентированы на очень разные сферы. На наш взгляд, если вы хотите расширить свои знания по математическим методам (рассмотреть не один, а несколько примеров, познакомиться с другими методами на уровне нашего пособия) – используйте учебник О. Ю. Ермолаева. Если же ваша задача – пойти «вглубь»: узнать о смысле метода, представить его графическую интерпретацию, познакомиться с другими обозначениями величин – вам необходим учебник Е. В. Сидоренко. Последний содержит, кроме этого, и интересные, нестандартные психологические задачи, взятые «из жизни».
Обе указанные работы содержат справочные таблицы так называемых критических значений, без которых невозможно обойтись при работе с математическими методами в психологических и педагогических исследованиях. Часть данного справочного материала, необходимого для работы с отобранными нами в качестве основных методами, приводится и в нашем пособии в разделе «Таблицы критических значений».
|
|
Знакомство с методами математической статистики предваряют три первых темы данного пособия, в которых определяется понятийный аппарат дисциплины, отрабатываются основные навыки, необходимые для использования методов.
В конце пособия представлены темы для рефератов по дисциплине «Математические основы психологии» и список рекомендуемой литературы.
ТЕМА №1. Понятие измерения в психологии. Измерительные шкалы.
Понятие измерения.
Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном, в результате чего получается численное выражение в определённой масштабе или шкале.
Единица измерения – условный эталон для осуществления тех или иных измерительных процедур.
В естественных науках и технике существуют стандартные единицы измерения (градус, метр, ампер и т.д.). Психологические переменные (за единичными исключениями) не имеют собственных измерительных единиц. В психологии измерение осуществляется с помощью кодирования.
Кодирование – это такая операция, с помощью которой экспериментальным данным придаётся форма числового сообщения (кода).
Научно-исследовательскую работу психолога, проводящего эксперимент, можно представить по следующей схеме:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (психолог)
¯
предмет исследования (психические свойства, процессы, функции, …)
¯
испытуемый (группа испытуемых)
¯
эксперимент (измерение)
¯
данные эксперимента (числовые коды)
¯
статистическая обработка данных эксперимента
¯
результат статистической обработки (числовые коды)
¯
выводы (печатный текст: отчёт, диплом, статья и т.д.)
¯
ПОЛУЧАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ (руководитель курсовой, дипломной или кандидатской работы, заказчик, читатель статьи и т.д.)
Измерительные шкалы.
Значение психологического признака определяется с помощью специальных измерительных шкал. Согласно С. Стивенсу (1951), существует 4 типа измерительных шкал (способов измерения):
|
|
1) номинативная, номинальная или шкала наименований;
2) порядковая, ординарная или ранговая шкала;
3) интервальная или шкала равных интервалов;
4) шкала равных отношений, или шкала отношений.
Все находящиеся в одной строке наименования являются синонимами и используются на равных основаниях. Применение процедуры измерения возможно только 4-мя перечисленными способами. Причём каждая шкала имеет собственную, отличную от других, форму кода, систему фиксации статистического материала, соответствующие статистические методы обработки.
Измерения, осуществляемые с помощью первых двух шкал, считаются качественными, а осуществляемые с помощью двух последних шкал, количественными.
Самое главное, о чём должен помнить психолог при выборе способа измерения, это то, что он должен соответствовать поставленной задаче.