Концепции психологического консультирования: экзистенциальный подход

По глубокому, хотя далеко не бесспорному замечанию Т. Ярошевского, со­временные историки, а также некоторые критики экзистенциализма стара­ются найти основные идеи этого направления в работах почти всех извес­тных философов прошлого от Ницше, Штирнера, Гегеля (“Феноменология духа”), Канта до Джона Стюарта Милля, Бентама, Жана Жака Руссо, Паскаля и даже Сократа и Гераклита, хотя среди основоположников данного тече­ния чаще всего встречаются имена К. Ясперса и автора книги “Бытие и время”. В порядке уточнения отметим: по общему признанию, основате­лем экзистенциализма в настоящее время считается С. Кьеркегор, хотя со­звучные идеи высказывались и другими мыслителями ХIХ века (прежде всего Ф. Ницше и Ф. Достоевским). Дело в том, что сам С. Кьеркегор (1813—1855), датский теолог и философ, свою систему взглядов экзистен­циализмом не называл. Это название было закреплено за его философскими работами уже после кончины мыслителя. Однако само название сочине­ний С. Кьеркегора говорит о направлении его философии: “Страх и тре­пет”, “Или-или”, “Стадии жизненного пути”. В своих трудах он пытался противопоставить “объективизму” Гегеля субъективную диалектику лично­сти, проходящей три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и ре­лигиозную. Но лишь в 20-е годы двадцатого столетия с появлением рабо­ты М. Хайдеггера “Бытие и время”, а затем — вплоть до самого последнего времени — всего мощного движения так называемой “субъективной ант­ропологии” (К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Гуссерль и др.) были созданы ключевые понятия и концепции человеческого существова­ния (экзистенциализма), ставшие, в совокупности с освоением принципов “новой физики”, постклассической науки, основой одного из наиболее вли­ятельных и плодотворных течений в современной консультативной психо­логии и психотерапии. Основные понятия, положения и представители экзистенциальной психотерапии. В основу экзистенциальной психотерапии положены сле­дующие базисные понятия (они могут варьировать или приобретать раз­личный акцент в зависимости от того или иного конкретного представи­теля направления, но, тем не менее, в совокупности составляют понятий­ную определенность концепции: диалог (встреча), опыт, переживание, аутентичность (подлинность), самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная си­туация). Диалог (встреча) — понятие, выдвинутое и разработанное Мартином Бу-бером (1878—1965), известным продолжателем традиций хасидизма, в на­чале 1920-х годов. Согласно М. Буберу, в языке существуют “основные слова”, образующие словесные пары. Отличие “основных слов” в том, что они не обозначают нечто существующее, а будучи произнесены, порожда­ют существование. Эти слова: “Я—Ты”, и “Я—Оно”. Согласно М. Буберу, “основное слово” Я—ТЫ порождает и утверждает мир отношений, в отли­чие от Я-Оно, которое порождает опыт. “Я становлюсь собой лишь через мое отношение к Ты. Сталкиваясь с Я, я говорю Ты”. Опыт — понятие, отношение к которому в науке и философии Нового вре­мени вылилось в драматическую, полную непримиримых столкновений борьбу. Если Ф. Бэкон превозносил опыт в противовес умозрительной схо­ластике, то, скажем, для Гегеля опыт — всего лишь “мешанина из разных представлений”. В современной же экзистенциальной традиции опыт — дорефлексивная, допонятийная структура не познавательного “когитально-го”, а экзистенциального, витального плана, структура, относящаяся не к гносеологии, а к онтологии; структура, характеризующая единственность, уникальность и необратимость человеческого бытия. Переживание — понятие, характеризующее особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1961 г. Ю. Джендлином и являясь, как и все поня­тия экзистенциальной психотерапии, нечетким, оно описывается автором следующим образом: 1) переживание скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; 2) переживание происходит в непосредствен­но сиюминутном настоящем... Переживание — это изменчивый поток чув­ствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент (Gendlin E., p. 332). Аутентичность (подлинность) — понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой его философии че­ловека, а именно: проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Описание консультативного и психотерапевтического процесса

Цели психологической помощи. Основная цель экзистенциальной психо­терапии и консультирования — помочь клиенту обрести смысл своей соб­ственной жизни, осознать личностную свободу и ответственность и от­крыть свои потенции как личности в полноценном общении. Одновремен­но задачей экзистенциального консультирования и психотерапии выступа­ет безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловно заслуживающим признания “жизненным миром”, само существование которого есть самоценность.

Роль психолога-консультанта. Основная предпосылка психологической позиции в рассматриваемой парадигме — позиция понимания клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа самого себя и дей­ствительности. Далее, основное внимание психолог-консультант и психо­терапевт уделяют текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его “сейчасным” переживаниям. Сложность позиции состоит также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность к конфронтации с тем, что именуется “ограниченным существованием” в клиенте. Способность или свойство (качество) психолога — “быть-в-мире” — самоочевидное условие успешной деятельности.

Позиция клиента. В экзистенциальной психотерапии основные усилия направлены на помощь клиенту в том, чтобы принять всерьез свой фено­менологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий. Поэтому позиция клиента не ограничи­вается достижением инсайта, формулируется ожидание действий, происте­кающих из проясненных ценностей личности и ее потенций. Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточен­ность на основных проблемах жизни (рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность) — на экзистенциальных проблемах, не име­ющих решения рационального, но конфронтация с которыми позволяет ре­шать текущие психологические проблемы.

Психотехника в экзистенциальной парадигме. Парадокс состоит в том, что представители европейской и американской экзистенциальной психо­логии отвергают значимость каких-либо психотехник в консультативной работе и психотерапии. Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и другие не только не описывали психотехнику работы, но, наоборот, всячески под­черкивали значение процессов понимания, осознания и принятия реше­ний — тех личностных действий, которые отвергают какую-либо “методи­ку” психотерапии, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопере­живать.

Взаимоотношения между психологом и клиентом. В экзистенциальной психотерапии взаимоотношения имеют особую ценность, поскольку, как уже ясно из анализа психотехник, эти отношения представляют самоцен­ность. Они самоценны вовсе не в связи с анализом переноса и контрпере­носа, а именно и прежде всего потому, что их качество есть исходный ме­ханизм экзистенциальной психотерапии. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим — источник могучих воздействий и личностных изменений. Уважение, доверие и вера к клиен­ту.

Общая характеристика концепции. Экзистенциальная парадигма в кон­сультативной психологии и психотерапии, среди создателей и представи­телей которой такие известные имена, как В. Франкл, Л. Бинсвангер, Р. Мэй, И. Ялом, С. Джурард, Ю. Джендлин и К. Ясперс, — безусловно, одно из самых влиятельных направлений среди богатейших россыпей современ­ных психотерапевтических концепций. Являясь органичным продолжени­ем философии экзистенциализма и вобрав в себя представления и принци­пы современного постклассического естествознания, экзистенциальная психология и психотерапия сделали принципиально новый шаг в отноше­нии к человеку как к феномену. Шаг этот заключается в отказе от внепо-ложенной исследовательской традиции, от идеологизирования по отноше­нию к господству посредством заранее наработанных схем и концепций и состоит в признании экзистенции каждого индивида, его уникального и неповторимого, трагичного бытия, гораздо более важной сущностью, чем другие, внешние по отношению к индивиду, сущности.

 

14. Психотерапия реальностью У.Глассера. Терапия реальностью представляет собой метод консультирования, который основывается на предположении, что пациенты очень часто делают самый неправильный и разрушительный выбор в моменты удовлетворения собственных потребностей. Главной миссией терапевта является оказание пациенту помощи с целью принятия правильного решения. Но для использования терапии реальностью каждый терапевт сперва должен постичь суть теории контроля, которая объясняет психологическое и физиологическое поведение человека. Теорию контроля впервые открыл миру Уильям Пауэрс в 1973 году, а его тезка Глассер в 1984 году усовершенствовал ее и включил в собственную терапию реальностью. При этом стоит отметить, что терапия реальностью эффективно используется при решении абсолютно любых человеческих проблем, начиная от психологических и заканчивая медицинскими проблемами. Теория контроля чаще всего применяется теми людьми, которые стремятся контролировать собственную жизнь и эффективно использовать свое время. Истинные задачи консультантов и психотерапевтов, по мнению Глассера, сводятся не к простому консультированию, а, скорее, к управлению. Ведь многие пациенты, такие как маньяки, насильники и наркоманы, направляются на консультации по распоряжению органов власти, а не добровольно. Требование к ним одно – изменить свое поведение и свой образ жизни. В итоге консультант принимает на себя роль управленца, управляя поведением своего подопечного. В связи с вышесказанным, терапия реальностью может рассматриваться одновременно как метод консультирования, в основе которого лежит теория контроля, и как метод управления в сочетании с консультированием, основу которых составляют управленческие идеи Эдвардса Деминга и теория контроля. При этом основами терапии реальностью могут владеть не только психотерапевты и консультанты, но и обычные люди, стремящиеся проживать свою жизнь более осмысленно и эффективно. Терапия реальностью предполагает, что каждое совершаемое человеком действие, начиная от момента его рождения и заканчивая днем его ухода из жизни, является осознанным. Все наше поведение в каждой из сфер жизни является абсолютно осознанным и целостным. Что означает «целостное поведение»? Это поведение, в котором присутствуют 4 составляющих: физиология, мышления, чувства и действия. При этом физиология всегда сопровождает чувства, действия и мысли человека. Из всех четырех компонентов произвольному сознательному контролю могут подвергаться лишь два – мысли и действия. Вот почему Глассер считал мысли и действия произвольными. Выходит, человек не в состоянии самостоятельно выбрать свои физиологические реакции и чувства, которые сопровождают мысли и действия. Как он тогда может почувствовать себя здоровым и счастливым? Ответ очевиден – улучшая свои мысли и действия. При этом будет качественно меняться все его поведение. Глассер подчеркивал, что для изменения целого вовсе не обязательно изменять каждую его составляющую – достаточно подвергнуть изменениям одну или несколько его частей. Вот почему так важно изменять те составляющие поведения человека, которые он способен изменить – мысли и действия. Что касается физиологии и чувства, терапия реальностью не сосредотачивается на них по одной простой причине – они неподвластны человеку. Рассмотрим простую ситуацию: клиент приходит на прием к терапевту и жалуется на постоянную депрессию и упадок сил. Он описывает в ярких красках эмоциональную составляющую своего поведения. В данном случае, не существует способа произвольно и в кратчайшие сроки заставить пациента почувствовать себя лучше, помимо наркотических средств. При этом даже если терапевт и даст пациенту лекарства, процесс приема препарата будет ничем иным, как результатом его действий и мыслей. В кабинете доктора Глассера побывал не один такой пациент, который жаловался на депрессию и ухудшение самочувствия. Один его клиент описывал ситуацию полной подавленности, связанной с уходом от него супруги. Он долгое время просто сидел у окна, поглощенный собственными мыслями, и ничего не делал для исправления сложившейся ситуации. Пациент описал каждую из 4 составляющих собственного поведения: 1. Действия: он сидит дома. 2. Мысли: я потерял свою супругу. 3. Чувства: абсолютная подавленность. 4. Физиология: тошнота и утрата аппетита.

Источник: http://www.therapy.by/therapy/terapiya_realnostyu_uilyama_glassera/
© Therapy.by - психология и психотерапия Главной проблемой терапевтов, использующих терапию реальностью, являются пациенты, которые никак не хотят принимать изменения собственной жизни. Они предпочитают оставить все, как есть, и продолжать действовать в привычном ключе, вместо того, чтобы следовать составленному совместно с терапевтом плану. Задача терапевта заключается в том, чтобы убедить человека, что то, чего он хочет от него, нужно в первую очередь самому клиенту. Однако при этом человек сам должен захотеть изменить свои действия, без принуждения со стороны терапевта. В этом и состоит ключ к успеху. Все пациенты препятствуют принуждению, ибо оно приводит к фрустрации одной из сильнейших потребностей – потребности во власти. Потому, первое правило консультантов и терапевтов, применяющих терапию реальностью, звучит так: невозможно насильно заставить пациента измениться, делая то, чего хочет терапевт. Чтобы качественно изменить свою жизнь, клиент сам должен захотеть измениться, а терапевт должен ему в этом помочь. Теория контроля подразумевает, что в мозгу человека имеется особый отдел, отвечающий за хранение информации обо всем полезном и хорошем для человека. Если консультант стремится установить контроль над пациентом и помочь ему измениться, он должен получить доступ в этот отдел мозга, а иначе все попытки консультанта окажутся тщетными. Очень важно воздерживаться в работе от принуждения, ведь оно только оттолкнет пациента, и он закроется для изменений. Часто с проблемными пациентами терапевту бывает крайне сложно сделать это, однако иного пути к успеху просто не существует.

Источник: http://www.therapy.by/therapy/terapiya_realnostyu_uilyama_glassera/
© Therapy.by - психология и психотерапия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: