Расстройства мышления

v расстройства ассоциативного ряда

· ускорение мышления (обильные поверхностные ассоциации, быстрая переключаемость, отвлекаемость, речь быстрая, пытается побыстрее высказаться, не слушает ответов на задаваемые вопросы)

− fuga idearum (чрезвычайное ускорение мышления, при котором невозможно сосредоточиться на)

· замедление мышления (бедность ассоциаций, больные с трудом подбирают слова, ответы односложны (да/нет), формирование умозаключений медленное, сложно решать логические задачи, иногда не справляются со счётом)

· патологическая обстоятельность (вязкость) (утрата способности отличать главное от второстепенного, тугоподвижность мышления, больной говорит медленно, растягивая слова, многословно, склонен к излишней детализации, в его речи сложно уловить основную мысль, до конечной мысли добирается витиеватым путём (лабиринтное мышление), постоянно отвлекаясь на детали)

· резонёрство (утрата целенаправленности мышления, оно становится витиеватым, сложным, наукообразным, но нецеленаправленным, больной говорит много, склонен к рассуждательству, философствованию, при этом больному интересен сам процесс логических построений, а не конечная идея, и его не слишком беспокоит, понял ли его собеседник)

· разорванность (мышление, полностью лишённое смысла и цели, при этом грамматическая структура сохраняется, больной использует бессмысленные, случайные ассоциации. При этом сознание ясное, обращённую речь больной понимает, выполняет инструкции)

· бессвязность (инкогерентность) (исчезает не только смысл, но и грамматическая структура)

· речевые стереотипии (постороение одних и тех же фраз, слов)

− персеверации (возвращение к мысли, которая уже была высказана ранее, повторение ответа на предыдущий вопрос из-за неосмысления следующего)

− вербигерации (повторение стереотипно, ритмически, иногда в рифму отдельных слов, иногда бессмысленных сочетаний звуков, фактически представляют собой насильственные двигательные акты, часто сопровождается ритмичными движениями: больные раскачиваются, вертят головой, и т.д.)

− стоячие обороты (короткие, стереотипные выражения, однотипные мысли, которыми больной настолько заполняет свою речь, что она теряет смысл)

· формальное мышление (при сохранении внешней формы (грамматики, интонации, внешнего подобия логики) речь становится бессодержательной, далёкой от реальности и практики, парадоксальной или даже абсурдной)

− аутистическое (чрезвычайная замкнутость, погружённость в мир собственных фантазий, отрыв от реальности, больные не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, противоречащую действительности, делать из неё выводы, обычно больные малоразговорчивы, скрытны, но на бумаге излагают свои мысли охотно)

− символическое (употребление для выражения мыслей собственные, не всегда понятные для окружающих символы)

− паралогическое (больные путём сложных логических размышлений приходят к выводам, явно противоречащим действительности, возникает из-за соскальзывания (внезапный переход от одной мысли к другой, не связанной с первой), подмены прямого и переносного смысла слов, нарушения причинно-следственных взаимодействий)

· наплыв мыслей (ментизм, тягостное чувство хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающее в виде приступа)

· закупорка мышления (шперрунг, перерыв в мышлении, внезапный обрыв ассоциативного процесса, насильственное, помимо воли, «автоматическое» изчезновение мыслей)

v патология суждений и умозаключений

· бред (ложные суждения и умозаключения, возникающие на болезненной основе и не поддающиеся разубеждению)

− преследования (персекуторный)

− преследования

− воздействия

− отравления

− материального ущерба

− сутяжный (кверулянтский)

− отношения (особого значения)

− инсценировки

− ревности

− депрессивный

− самоуничижения

− самообвинения

− греховности

− ипохондрический

− дисморфоманический

− величия

− богатства

− изобретательства

− реформаторства

− высокого происхождения

− любовный

− первичный (возникший самостоятельно) / вторичный (следствие нарушения других сфер психики, таких как галлюцинации, расстройства сознания, памяти или интеллекта)

− систематизированный / несистематизированный

− чувственный (образный, отсутствует чёткое понимание происходящих событий, основой для бреда являются яркие эмоции и нарушения восприятия) / интерпретативный (бред толкования, чётко понимают суть событий, связанных с бредом, бред возникает из-за паралогической трактовки реальных фактов)

− малого размаха (бред бытовых отношений) / мегаломанический (бред громадности)

− нигилистический (отрицание чего-либо)

− индуцированный (folie a deux, «психоз на двоих», когда имеющуюся у больного бредовую идею начинает разделять здоовый человек, находящийся в постоянном контакте с больным)

− конформный (двое больных находятся в постоянном контакте и у них совпадает бредовая идея)

− резедуальный(когда больной уверен, что всё, что ему казалось в состоянии психоза было на самом деле)

· бредоподобные фантазии (возникают у людей с демонстративными чертами, больные понимают, что излагаемые ими факты – не существуют, но признать их вымыслом не могут, чувствуя, что фантазии производят впечатление на собеседника)

· сверхценные идеи (в отличие от бреда, не содержат нелепых и противоречащих действительности мыслей, пациент придаёт какой-либо мысли явно чрезмерное значение, подчиняет свою жизнь этой одной идее)

· навязчивые идеи (обсессии, настойчиво возникающие в сознании больного мысли, появление которых он тягостно переживает и стремится избавиться от них)

 

 

Синдромы: (динамика развития хронического бреда)

· паранойяльный (первичный интерпретативный бред с высокой степенью систематезации, галлюцинаций нет)

· параноидный (систематизированный бред, галлюцинации, психический автоматизм, т.е. практически синдром Кандинского-Клерамбо)

· парафренный (идеи величия, благодушное или приподнятое настроение, психический автоматизм, бред воздействия, вербальные псевдогаллюцинации, при паранойдной шизофрении – заключительный этап психоза)

 

 

Нарушения интеллекта

v синдромы недоразвития интеллекта

· олигофрения (вледствие причин, существовавших до рождения ребёнка или подействовавших в первые годы его жизни)

− дебильность (относительно лёгкая умственная отсталость со склонностью к конкретно-ситуационному мышлению, абстрактно мыслить практически не умеют)

− имбицильность (тяжёлая умственная отсталость, абсолютная неспособность мыслить абстрактно, не могут последовательно рассказать о чём-либо, хотя называют предметы, знают способы их использования, могут заучить что-то, но не способны оперировать информацией)

− идиотия (самая глубокая степень умственной отсталости, сознательная речь отсутствует, эмоциональные реакции примитивны (крик, плач), бывают попытки копировать действия и мимику окружающих)

v синдромы снижения интеллекта

· деменция (приобретённый психический деффект с преимущественным расстройством интеллектуальной функции)

− органическое слабоумие (грубое расстройство памяти, выраженное снижение способности к пониманию, т.е. абстрактному мышлению)

− лакунарное (дисмнестическое) (грубые расстройства запоминания, мышление в целом логичное, есть критика, «шаржирование», т.е. заострение черт личности, следствие сосудистых диффузных заболеваний)

− тотальное (глобальное, паралитическое) (разной выраженности расстройства памяти, нет логики и критики, отсутствует понимание ситуации, разрушение ядра личности, следствие локального повреждения лобных долей или диффузные атрофические и воспалительные процессы)

− концентрическое (эпилептическое) (избирательность памяти, лучше запоминаются данные, имеющие практическое значение, патологическая вязкость, олигофазия, абстрактные понятия не осмысляются, но в целом ситуацию понимает, критика снижена, выраженный эгоцентризм, следствие эпилепсии и травматической энцефалопатии)

− шизофреническое (везаническое) (практически не нарушены запоминание и понимание, резонёрство, разорванность, символизм, паралогия, поведение алогично, характерна пассивность, критика резко снижена, аутизм, безволие, равнодушие, следствие конечных состояний при шизофрении)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: