Основные содержательные линии

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси- лебеди”, например). Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.

Тематическое планирование.

№ п/п Наименование разделов, тем Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
  Общие подвижные символические игры.   Знать правила поведения и ТБ во время занятий; - о причинах травматизма и правилах его предупреждения. Знать: - о способах и особенностях движение и передвижений человека; - о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; - об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки. Играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели; - научиться анализу собственных действий и поступков; - планированию действий; - развитие устной речи учащихся; - развитие творческих способностей.
  Игры со скакалками  
  Игры с бегом  
  Игры с прыжками  
  Игры с метанием, передачей и ловлей мяча  
  Игры с лазанием и перелезанием  
  Игры для развития внимания  
  Общеразвивающие игры  
  Игры с разными предметами  
  Хороводные игры  
  Игры-шутки  
  Сюжетные игры  
  Загадки, шарады, каламбуры  

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема урока Количество часов Тип урока Вид контроля Дата
  Игры на знакомство. «Я тебя знаю», «Контакт», «Капитан»   Урок введения в новую тему. Текущий 07.09
  Игры на концентрацию внимания. «Слово к слову», «Иди сюда», «Изобрази без предмета»   Урок- фантазия. Текущий 14.09
  Игры со скакалкой. «Выручалочки», «Зеркало», «Прыжки на скакалке вдвоем»   Комбинированный урок. Текущий 21.09
  Игры со скакалкой. «Выручалочки», «Зеркало», «Прыжки на скакалке вдвоем»   Комбинированный урок. Текущий 28.09
  Игры на сплоченность. «Оркестры», «Хоровые ансамбли», «Кто как бегает, ходит, прыгает», «Рассказать жестами»   Комбинированный урок. Текущий 05.10
  Забавные игры. «Несмеяна», «Помеха сзади», «Журавли», «Скоростное переодевание»   Урок- фантазия. Текущий 12.10
  Забавные игры. «Несмеяна», «Помеха сзади», «Журавли», «Скоростное переодевание»   Урок- фантазия. Текущий 19.10
  Подвижные игры. «Эстафета», «Кенгуру», «Попади в мишень», «Паук», «Белки на дереве».   Урок – соревнование Текущий 26.10
  Подвижные игры. «Эстафета», «Кенгуру», «Попади в мишень», «Паук», «Белки на дереве».   Урок – соревнование Текущий 09.11
  Подвижные игры. «Эстафета», «Кенгуру», «Попади в мишень», «Паук», «Белки на дереве».   Урок – соревнование Текущий 16.11
  Игры на снятие агрессии.   Комбинированный урок. Текущий 23.11
  Игры на развитие внимания. «Шуточные вопросы», «Сколько чего?», «Выполни уговор строго».   Комбинированный урок. Текущий 30.11
  Игры на развитие памяти. «Скороговорки разной длинны», «На ком оборвется», «Цвет и форма».   Комбинированный урок Текущий 07.12
  Игры на развитие речи.«Анаграммы и логарифмы», «Газетная заметка».   Урок-фантазия. Текущий 14.12
  Игры на развитие мышления.     Урок обобщения и систематизации знаний. Текущий 21.12
  Игры на развитие мелкой моторики.     Урок введения в новую тему. Текущий 11.01
  Игры на развитие ловкости.     Урок - игра Текущий 18.01
  Игры на развитие силы.     Урок - игра Текущий 25.01
  Игры на развитие гибкости.     Урок-игра Текущий 01.02
  Игры на развитие быстроты. «Не подражай», «Смени руки», «Подсечка и надсечка   Комбинированный урок. Текущий 08.02
  Игры на развитие быстроты. «Не подражай», «Смени руки», «Подсечка и надсечка»   Урок - эстафета Текущий 15.02
  Игры на развитие выносливости.   Комбинированный урок Текущий 22.02
  Игры на развитие глазомера. «Определи на глаз количество», «Проехали километр».   Урок - фантазия. Текущий 01.03
  Игры на развитие меткости.     Комбинированный урок Текущий 15.03
  Игры на развитие координации движений. «Вращай одновременно», «На одной руке»   Урок обобщения и систематизации знаний. Текущий 22.03
  Игры на развитие координации движений. «Вращай одновременно», «На одной руке»   Урок введение в новую тему. Текущий 05.04
  Старинные игры. «Пятнашки», «Вольная лапта», «Горелки»   Урок формирования умений и навыков. Текущий 12.04
  Старинные игры. «Пятнашки», «Вольная лапта», «Горелки»   Урок формирования умений и навыков. Текущий 19.04
  Игры на сплочение коллектива. «Кто быстрее?»   Урок формирования умений и навыков. Текущий 26.04
  Дидактические игры. «Кошки – мышки», «Жмурки с колокольчиком»   Урок формирования умений и навыков. Текущий 03.05
  Дидактические игры. «Кошки – мышки», «Жмурки с колокольчиком»   Урок формирования умений и навыков. Текущий 10.05
  Экологические игры. «Лисичка», «Цепочка слов»   Урок – фантазия Текущий 17.05
  Экологические игры. «Лисичка», «Цепочка слов»   Урок – фантазия Текущий 24.05

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

· метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

· предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

· осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

· социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

· умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

· обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

· организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

· видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

· оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

· управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

· технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

· представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

· оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

· бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

· организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

· взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

· в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

· находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

· выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

· применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: