Вы, вероятно, помните о шести уровнях восприятия. Эти уровни очень важны в общении. Можно заметить, что чем ближе мы к человеку расположены, тем на более высоком уровне говорим с ним. Так, с полузнакомым мы ограничиваемся лишь болтовней о том, где он сейчас работает и что делает (окружение, поведение). С приятелями говорим уже о хобби и планах на будущее (способности). Свои взгляды доверяем друзьям (убеждения). Лишь избранные друзья знают о том, как мы себя сами представляем (самопредставление). И уж мало кто знает о нашей миссии (нередко и мы сами о ней не догадываемся).
Между тем читателям тем интереснее интервью, чем более высокий уровень оно затрагивает. Хорошо, конечно, знать, где герой интервью сейчас обитает, с кем общается, что полезного делает, но куда любопытнее узнать, что он обо всем этом думает, какими ценностями живет, каким себя самого представляет. Следовательно, и вопросы нужно ориентировать с расчетом на определенные уровни общения. Вряд ли интервьюируемый допустит вас к пониманию его миссии (реальной, а не придуманной для публики), но своими взглядами и убеждениями поделится наверняка.
|
|
Во время разговора стоит отмечать тот уровень, на котором с вами общается собеседник. Если он выбрал уровни высокого порядка (миссия, самопредставление, убеждения), а вы зависли на 'уровнях низкого порядка (способности, поведение, окружение), беседа будет изобиловать паузами, смысловыми разрывами. Ситуацию такого рода называют «смысловыми ножницами». Чтобы избежать «ножниц», надо подстраиваться к уровню реплик собеседника.
Начинать интервью с уровня самопредставления довольно рискованно. Собеседник, скорее всего, замкнется либо тут же перейдет на уровень окружения или поведения.
В качестве примера приведем начало интервью Анны Вербиевой с праправнуком Федора Михайловича Достоевского («Независимая газета», 04.06.98).
Вопрос: Алеша, когда вы узнали или почувствовали себя Достоевским? (Выход на уровень самопредставления - как вы себя воспринимаете, имея такую фамилию.)
Ответ: (Смеется.) Я родился Достоевским. Сколько себя помню, всегда им был. (Резкий переход к уровню поведения - я родился с такой фамилией.)
Более удачно для начала беседы использовать ориентирующие вопросы, не содержащие обозначения уровня беседы. Тем самым журналист дает возможность собеседнику самому определиться с уровнем разговора.
Показательно в этом смысле интервью, взятое Андреем Максимовым у Татьяны Толстой («Новая газета», 15 — 21.06.98).
А. М.: Начнем сначала, вы помните свою первую любовь? (На во прос о воспоминании можно ответить на любых уровнях.)
|
|
Т. Т.: Любовь эта была очень короткой и мне самой не известной, они существует, как говорится, только в воспоминаниях... (Татьяна Толстая выбирает для беседы уровень поведения. Следующая реплика журналиста уже определяет желаемый уровень беседы.)
А. М.: У вас очень много рассказов о любви, почти все они о любви несчастной. (Поднятие уровня на одну ступеньку - уро вень способностей.) Вы считаете, что любовь приносит человеку много печали? (Еще один шаг наверх, уже на уровень убеждений).
Т. Т.: Дело не в том, что я так считаю, просто оно гак, как правило, получается. Потому что чем выше у человека требования к любви, тем горше будут разочарования. (Героиня интервью принимает уровень убеждений, предложенный журналистом.)
Как видно из этого примера, постепенный переход от низкого уровня к высокому способствует не только плавному выстраиванию беседы, но и создает благоприятную среду для разговора.