Шаг 13. Как успешно завершить беседу

Если вы уже достигли своей цели, а собеседник расположен продолжать беседу, - «сворачивайте» свою настройку на собесед­ника. Скажите, что рады возникшему взаимопониманию.

Чтобы оставить о себе благоприятное впечатление, поинте­ресуйтесь: «Что, по-вашему, было наиболее важным из сказан­ного?», «Не упустил ли я чего-нибудь? Возможно, Вы хотите что-нибудь добавить», «Где я могу найти дополнительные мате­риалы по этой теме?». Этими вопросами вы проявите уважение к интервьюируемому и, кроме того, получите дополнительную информацию.

Как уже отмечалось, большое значение имеет заключитель­ная фраза. Хорошо, если это будет предложение сотрудничест­ва, выражение благодарности, пожелания о взаимодействии в будущем. Учтите, что невыразительный конец беседы спосо­бен смазать впечатление от всех ваших высказываний. По­следние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего. Умение вовремя остановиться помогает оставить о себе благо­приятное впечатление. Если человек начинает ерзать, переме­щаться ближе к краю стула, поворачивать корпус или ступни ног в сторону выхода, - это сигнал о том, что пора завершать разговор.

Технология проведения интервью, изложенная в этой главе, бе­зусловно, является базовым навыком журналиста. Она включает различные приемы, которые могут применяться и в других контек­стах. Начинающие журналисты, усвоив эту технологию, значи­тельно быстрее продвигались в профессии. Опытные же журнали­сты находили в ней новые для себя элементы и необычные вариан­ты ее применения. РR -специалисты имеют возможность оценить как технику интервьюирования, так и особенности поведения при беседе с журналистами. Впрочем, специально для них - следующая глава.

Один способный молодой человек, жаждавший знания и мудрос­ти, изучал вдали от родины физиогномику - науку о том, как харак­тер отражается на внешности. Семь лет длилось обучение, и вот на­стал день, когда он прекрасно сдал все экзамены. Радостный и гор­дый, молодой человек верхом на коне возвращался на родину. На каждого встречного он уже смотрел глазами человека, познавшего му­дрость науки, и чтобы расширить и углубить свои знания, читал по выражению людских лиц, как по книге.

И вот повстречался ему человек, на лице которого он прочитал шесть свойств характера: ясно было, что он завистлив, ревнив, жа­ден, скуп, корыстолюбив и беспощаден. «Боже мой! - подумал мо­лодой человек. - Что за сборище пороков, никогда такого не встре­чал. Вот когда я смогу проверить свою теорию». Пока он так думал, незнакомец приветливо и смиренно обратился к нему: «О господин мой! Уже поздно, а ближайшая деревня далеко. Моя хижина малень­кая и темная, но какая была бы честь для меня считать тебя моим гостем на эту ночь».

Наш герой подумал: «Какой контраст между речами этого челове­ка и выражением его лица». Эта мысль глубоко взволновала молодого человека, он стал сомневаться в том, что изучил за семь лет учения. Чтобы вновь обрести уверенность, он принял приглашение незнаком­ца. Хозяин услаждал ученого чаем, соками, печеньем и кальяно, осыпал гостя любезностями и поддерживал умную беседу. Три дня и три ночи длилось это невероятное гостеприимство.

Когда же ученый собрался в дорогу, хозяин протянул ему лист бу­маги со словами: «О господин, это ваш счет». «Какой счет?» - уди­вился тот. Хозяин нахмурился, лицо его исказила злоба, и он закри­чал: «А что ты себе воображал, когда ел здесь, пил, пользовался моей постелью? Уж не думал ли ты, что все это даром?!». При этих словах Ученый пришел в себя и молча взглянул на листок.Все, что он ел и чего не ел, было указано в счете по цене, во сто крат большей. У него не было при себе даже половины суммы. Пришлось слезть с лошади и отдать ее хозяину. А в придачу еще и седло, и всю поклажу. Правда, и этого оказалось мало. Он снял с себя и свой дорожный костюм.

Пешком отправился он в путь, и долго еще можно было слышать его восторженные крики: «Слава Богу, слава Богу! Семь лет моего обу­чения не были напрасны!».

3. Как убедить собеседника

Приемы успешной беседы - вещь, конечно, замечательная. В особенности если не только читать о них, но и пользоваться ими. Однако журналисту нередко приходится не только задавать вопросы, но и убеждать в чем-то собеседника. В ситуации, когда вы выступаете на слушаниях, участвуете в круглых столах и высказы­ваете свое мнение, владение речевыми приемами весьма способ­ствует продвижению ваших идей.

Как-то в одной телепередаче довольно известного журналиста попросили обосновать высказанную им в публикации позицию. Он пытался, но был столь пространен и косноязычен, что с трес­ком провалился. В кулуарах он смущался и говорил, что может блестяще задавать вопросы, но выступать...

А сколько еще журналистов, которые не могут убедить на­чальника отдела или редактора в необходимости командировки, публикации того или иного материала - не могут добиться от­пуска, наконец!

Тем более полезна сия глава для тех, кто считается профессио­нальным специалистом по убеждению общественности. Беседа с журналистами и клиентами, участие в пресс-конференциях и деловых совещаниях, общение с собственным руководством - это только примерный набор контекстов для РR-специалиста.

Приемов убедительной речи существует предостаточно. И не­которые стратегии мы приведем ниже. Перед этим, правда, хоте­ли бы оговориться - убедить собеседника можно, переубедить - нельзя. Вернее, очень сложно и требует непростительно много времени.

В любом случае первый шаг на пути убеждения - парадоксаль­ный и очень эффективный: чтобы кого-то убедить в чем-то, надо сначала согласиться с его доводами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: