Виды контроля в обучении
Результатов деятельности от эталона
Причины отклонения
Ключевые понятия
Узловые вопросы
Контроль и оценка в учебном процессе
1.Виды и функции контроля.
2. Организация контроля за процессом усвоения знаний.
3. Структура действия контроля.
4. Функции оценки.
Контроль – сопоставление воспроизведенного действия с эталоном через его образ.
Отметка – зафиксированный в баллах результат оценки.
Оценка – интерпретация и отношение к ходу и фактическому результату деятельности.
Эталон – это образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней и результата. Определяется в виде знаний, опыта, умений; должен обладать ясностью, реальностью, точностью и полнотой.
Объективные | Субъективные |
· Изменение в целях обучения, в учебных планах и программах. · Полное или частичное несовпадение личных целей участников учебного процесса с целями учебного заведения. · Обновление научной информации, формирующей учебные предметы. · Переход к новым моделям и способам обучения. · Изменение состава учащихся и преподавателей. | · Непонимание части информации. · Незапоминание учебного материала (если он не входит в структуру индивидуального опыта). · Забывание (из-за неприменения на практике). · Неумение применять на практике. |
Основание классификации | Виды контроля |
По масштабу целей обучения | Стратегический, тактический, оперативный |
По этапам обучения | Начальный, промежуточный, итоговый |
По временной направленности | Ретроспективный, предупредительный, текущий |
По частоте | Разовый, периодический, систематический |
По широте контролируемой области | Локальный, выборочный, сплошной |
По организации | Индивидуальный, групповой, фронтальный |
По форме социальной опосредованности | Внешний, взаимоконтроль, самоконтроль |
По видам учебных занятий | На лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах, зачетах, коллоквиумах, экзаменах |
По способам осуществления | Письменный, устный, машинный, стандартизированный, нестандартизированный |
1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным.
2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль должен быть систематическим - за каждым выполняемым заданием.
3. В конце этих этапов, а также на последующих этапах контроль должен быть эпизодическим - по желанию обучаемого.
4. Способ осуществления контроля (кто контролирует) принципиального значения для качества усвоения не имеет. В то же время новизна способа контроля способствует созданию положительной мотивации.