Функции оценки
Структура действия контроля
а) модель потребного, желаемого результата действия;
б) процесс сличения этого образа и реального действия;
в) принятие решения о продолжении или коррекции действия.
· ориентация школьника в состоянии знаний и степени их соответствия требованиям учета
· непосредственная или опосредованная информация об успехе или неуспехе в данной ситуации
· необходимое внутренне условие регуляции поведения и деятельности
· определение и принятие задач для дальнейшего продвижения ученика
· представление процесса результатов своего труда еще до его окончания, достижение заранее намеченного результата
· выражение общего мнения и суждения учителя о данном ученике
Основание классификации | Вид оценки | Характеристика оценки |
По уровню обобщенности | Парциальная Фиксированная Интегральная | Имеет отношение к частному знанию, умению, навыку. Всегда выражается в словесной, оценочной форме суждения. Отражает промежуточные или завершенные успехи школьника, носит более обобщенный и синтетический характер. Обычно выражается количественно по 5-балльной шкале. Определяет в целом личность и поведение школьника. Основывается на парциальных и фиксированных оценках. |
По способу предъявления | Прямая Опосредованная | Непосредственно обращена к оцениваемому лицу. Оценка одного из учеников производится либо через оценку другого учащегося, либо через оценку его кем-нибудь из одноклассников. |
По способу воздействия | Отсутствие оценки Неопределенная оценка Однозначная: 1) положительная | Не ориентирует человека в результатах его деятельности, дезорганизует поведение, вызывает состояние неуверенности. Выражается в словесной форме, имеющей многозначное толкование. 1.1.Согласие – простая констатация правильности ответа. 1.2.Ободрение и одобрение – формы оценочного определения личности, в которых выражается положительное отношение учителя к ученику и подчеркивается |
2) отрицательная | преимущество какой-нибудь стороны его личности. 2.1.Отрицание – простая констатация неправильности ответа. 2.2.Замечание и порицание – формы оценочного определения личности, в которых выражается отрицательное отношение учителя к ученику и подчеркивается недостаток каких-либо сторон его личности. |
Субъективные ошибки оценивания
|
|
Великодушие или снисходительность – вынесение учителем завышенных оценок (процентомания). | Центральная тенденция – стремление учителя избегать крайних оценок. | Ореол – связана с предвзятостью учителя и проявляется в тенденции оценивать только положительно или только отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно. |
Контраст – знания человека оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого учителя. | Близость – тенденция выносить сходные по времени и месту оценки. | Логические – перенос оценок за поведение на оценки по учебному предмету. |
|
|