· В случае чрезмерной эмоциональной напряженности конфликта используется
посредничество с привлечением 3-ей стороны для оптимизации процессов переговоров.
· В случае если стороны не могут договориться и при фигуре посредника, может быть использован арбитраж, где привлекаемая 3-ая сторона является авторитетом для участников конфликта и выступает в роли судьи-эксперта.
При ведении переговоров по разрешению конфликтов необходимо выполнять ряд
условий:
- поиск общего решение с целью принятия и согласования его обеими сторонами.
Важным является согласие обеих конфликтующих сторон на это решение.
- выделение всех возможных альтернатив разрешения конфликтной ситуации.
- оценка всех возможных альтернатив разрешения конфликтных ситуаций и
определение решения, которое устраивает всех.
- совместное обсуждение того, как реализовать альтернативу (план реализации и
зоны ответственности конфликтующих сторон).
- избегание оценочных суждений в ходе переговоров. Это позволяет снизить уровень
эмоциональной напряженности.
- корректность в общении и требовательность к достижению задачи обеими
сторонами должны обеспечить реализацию принимаемого решения.
- определение взаимной выгоды для каждой из сторон. Уточнение и фиксирование в
чем будут состоять уступки конфликтующих (модель уступок) и определение
новых задач перед участниками.
В заключение несколько общих рекомендаций в ситуациях разрешения конфликта.
- адекватность отражения содержания конфликта, его причин и особенностей
эмоциональных переживаний.
- четкость и открытость в общении с целью донести до собеседника максимально
доступно и точно содержание своего сообщения.
- конкретность обсуждения конфликтной ситуации, происходящей «здесь и сейчас»,
без «привлечения» прошлых обид и негативного опыта взаимодействия.
- наличие обратной связи каждой из сторон. Уточнение информации по принципу
«правильно ли я понял, что...»
- отказ от оценок и обвинений второй стороны. Описание собственных чувств как
своих переживаний, а не вины другого.
Вопрос 3.
Актуальность (важность изучения темы)
Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
· В дошк. возрасте начинают закладываться основные стереотипы поведения
· Специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве
· формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.
· Конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития
Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов.
Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации общения, способствующие психическому развитию в целом и формированию личности.
!!! Взрослому необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом и специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них
!!! Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Рассмотрим подробнее виды конфликтов между детьми дошкольного возраста.
1. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
2. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников. В соответствии с причинами дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности операциональной стороны игровой деятельности и конфликт при искажении мотивационной основы деятельности.
Виды конфликтов между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности
3.
Таким образом, по мнению Рояк А.А., Репиной Т.А., следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний психологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения [8, с.65-67].
4. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников