Конфликт — открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Стадии протекания конфликта:
1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
3) конфликтные действия;
4) снятие или разрешение конфликта.
Возможны классификации конфликтов:
1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);
2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу);
3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей).
Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
1) адекватности восприятия конфликта;
2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем;
3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. К. У. Томасом и Р. Х. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой
стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
|
|
ДЗ:профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
ДОКЛАДЫ:опасность наркоминии.алкоголизма.;Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт.
Виды деятельности:
1) труд;
2) учение (учёба, познание);
3) игра;
4) общение.
Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.
Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).
Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.
|
|
Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.
Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Потребности человека: – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
ü Биологические (физиологические): переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека
ü Материальные: на удобную окружающую среду
ü Социальные: нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств
ü Духовные: познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования
Стадии развития человека (Эрик Эриксон)
ü Младенчество (о-2 года, доверие\недоверие)
ü Раннее детство (до 3-х, я сам)
ü Детство (до 6 лет, игра, инициатива, вина, выбор, несвобода)
ü Школьный возраст (до 12-и, трудолюбие, осознание способностей)
ü Юность (а. подростковый до 15-ти, самоидентификация; б.юность до 20-ти кто я, зачем я)
ü Молодость (до 25-ти, начало взрослой жизни)
ü Зрелость (до 60-ти продуктивность)
ü Старость (после 60-ти, целостность, отчаяние, осмысление)
Факторы формирования личности:
ü Генетика
ü Окружающая среда
ü Влияние культуры
ü Влияние социального окружения
ü Индивидуальный опыт
Проверь себя:
Дайте определение словам: человек, деятельность, мышление, антропогенез.
Когда современный человек стал подавляющим видом человекообразных на Земле?
Назовите особенности человека как вида.
Перечислите отличия человека от животного.
Назовите и приведите примеры потребностей человека
Домашнее задание № 2
Среди учеников 7 класса завязался спор. Один участник спора утверждал, что древние люди ничем, кроме объема мозга не отличались от современных людей и имели те же потребности, что и люди, живущие в наши дни.
Другой ученик утверждал, что современные люди мало чем похожи на животных и дело тут не только в объеме мозга.
Как вам кажется, кто из учеников спора прав? Приведите аргументы.