Некооперированное поведение олигополиста

Картелеподобная структура рынка. «Лидерство в ценах».

На олигополистическом рынке фирмы вынуждены идти на негласные экономические соглашения. На экономической политике в области цен и разграничение сфер влияния. Модели «лидерства в ценах» все конкуренты следуют в форваторе ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста, то есть крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящий момент для изменения цены и все остальные автоматически следуют этой цене.

Ценовой лидер практически единично устанавливает цену, но учитывая при этом интересы других. Выделяют три типа ценового лидера:

1. Лидерство доминирующей фирмы (более 50% прод)

2. Тайный сговор о лидерстве некоторых крупных фирм

3. Параметрическое ценовое лидерство

Ценообразование по принципу «издержки плюс»

Связано с планированием прибыли, тогда цена устанавливается по принципу: средние издержки + прибыль (АС + Рr эк) рассчитывается как % от уровня средних издержек.

· Модель Курно (1838 год)

(Модель дуополии)

1. Предположим, что фирме 1 известен выпуск конкурента, который равен нулю. Фирма1 является монополистом и – отраслевой спрос.

= 0, – M P

– отраслевое P1

MR = MC MC

P = MC

Qопт Q

2. Предположим, что фирме 1 стало известно, что ее конкурент сам намерен выпускать 50 единиц продукции. Может показаться, что конкурент исчерпывает весь объем спроса. Если фирма 1 установит цену P2, то отраслевой спрос составит 75 единиц. Поскольку фирма 2 выпускает 50 единиц на долю фирмы 1 останется 25 единиц.

= 75 – 50 = 25(ф2) P

P1

P2 MC

MR D


Qопт 75 Q

3. Если цена далее будет опускаться до Р3, то можно установить, что потребление рынка продукцией фирмы 1 составит 50 единиц.

P

= 100 – 50 = 50(ф2)

Р3 МС


50 100 Q

4. Формирование кривой спроса фирмы 1 с учетом позиции фирмы 2.

Р

P1 = 0 Р1

P2 = 25 Р2 МС

P3 = 50 Р3

MR D

Qопт 50 Q

Вывод:

Q м < Q ол < Q ск

P ск < P ол < P м

Pr ск < Pr эк ол < Pr м

Р

Р1

Р2

Р4

Р3

МК - отраслевой

Qопт: 12.5 25 50 75 100 Q

Можно предположить, что для фирмы 2 выпускать объем 75, тогда нужно еще снижать цену. Появится спрос D2 на продукцию фирмы 1, где при P2 = 0, при P3 = 25, и тогда MR2 = MC для фирмы 1 показывает Qопт 12.5, при этом Ррын составит Р4, а Qрын 75 + 12.5 = 87.5

Равновесие Курно

Проиллюстрируем поведение фирмы 1 в зависимости от фирмы 2: изобразим как кривую реакции на

Q2 0 50 75 100 Q1 = f()

Q1 50 25 12.5 0

Суммарный отраслевой объем (å отражает объем)

50 75 87.5 100

Q2 = f()

Кривая реакции – это максимизирующее прибыль объем производства одной фирмы представленной как убывающая функция от объема производства другой фирмы.

Q1 Q2 = f)

50 (К)

33.3 О

29

12.5

Q1 = f()

33.3 42.5 50(М) 75 100 Q2

Точка К – максимилизация прибыли фирмы 1 – монополист. Точка М – максимилизация прибыли фирмы 2 – монополист.

Если о фирме 2 известно, что она собирается выпустить 75 единиц продукции, тогда фирма 1 примет решение о выпуске 12.5 единиц продукции, но если фирма 1 действительно выпустит 12.5, то в соответствии со своей кривой реакции фирма 2 должна выпустить не 75, а 42,5 единицы. Точка О – 33.3 – пересечение кривых реакций обеих фирм называется точкой устойчивого равновесия, при которой фирме невыгодно менять цены (равновесие по Курно)

Отраслевой Qпроизв (66.6) > Q м (50), но меньше, чем при СК (100)

Линия K-M – линия контракта, линия картельного сговора (фирм объединенные в картель и согласовывают объемы фирмы)

· Модель ломаной кривой спроса (кривая Суизи) 1939 год

Модель описывает поведение фирмы ценового лидера в условиях различной реакции ведомых фирм.

1. Пусть фирма находится в некоторой точке А своей кривой спроса D1 и стремится перейти из нее в точку О, дающую максимальную прибыль при MC = MR1. Вполне возможно, что конкуренты не увидят в этом серьезной угрозы и фирма благополучно достигнет условий оптимизации.

Р


Ра а

Ро о

D MC

MR

Qопт Q

2. Вероятнее всего конкуренты сочтут свои интересы ущемленными, потому они могут сами снизить цену. Для нашей фирмы такие действия обернутся снижением спроса, после того как цена товара упадет до Р начиная с точки N. Кривую спроса D1 сменит новая более резко падающая кривая D2.

Р


Pa a

Рn n

Рo o D1

MC


D2 MR

Q2 Qопт Q

3. В результате линия спроса ломаная, а линии предельного доходапрерывистая. Кривая Суизи демонстрирует жесткость цен в условиях олигополии. И при изменении издержек и при изменении спроса выгоднее не менять ни объема ни цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: