Картелеподобная структура рынка. «Лидерство в ценах».
На олигополистическом рынке фирмы вынуждены идти на негласные экономические соглашения. На экономической политике в области цен и разграничение сфер влияния. Модели «лидерства в ценах» все конкуренты следуют в форваторе ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста, то есть крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящий момент для изменения цены и все остальные автоматически следуют этой цене.
Ценовой лидер практически единично устанавливает цену, но учитывая при этом интересы других. Выделяют три типа ценового лидера:
1. Лидерство доминирующей фирмы (более 50% прод)
2. Тайный сговор о лидерстве некоторых крупных фирм
3. Параметрическое ценовое лидерство
Ценообразование по принципу «издержки плюс»
Связано с планированием прибыли, тогда цена устанавливается по принципу: средние издержки + прибыль (АС + Рr эк) рассчитывается как % от уровня средних издержек.
· Модель Курно (1838 год)
|
|
(Модель дуополии)
1. Предположим, что фирме 1 известен выпуск конкурента, который равен нулю. Фирма1 является монополистом и – отраслевой спрос.
= 0, – M P
– отраслевое P1
MR = MC MC
P = MC
Qопт Q
2. Предположим, что фирме 1 стало известно, что ее конкурент сам намерен выпускать 50 единиц продукции. Может показаться, что конкурент исчерпывает весь объем спроса. Если фирма 1 установит цену P2, то отраслевой спрос составит 75 единиц. Поскольку фирма 2 выпускает 50 единиц на долю фирмы 1 останется 25 единиц.
= 75 – 50 = 25(ф2) P
P1
P2 MC
MR D
Qопт 75 Q
3. Если цена далее будет опускаться до Р3, то можно установить, что потребление рынка продукцией фирмы 1 составит 50 единиц.
P
= 100 – 50 = 50(ф2)
Р3 МС
50 100 Q
4. Формирование кривой спроса фирмы 1 с учетом позиции фирмы 2.
Р
P1 = 0 Р1
P2 = 25 Р2 МС
P3 = 50 Р3
MR D
Qопт 50 Q
Вывод:
Q м < Q ол < Q ск
P ск < P ол < P м
Pr ск < Pr эк ол < Pr м
Р
Р1
Р2
Р4
Р3
МК - отраслевой
Qопт: 12.5 25 50 75 100 Q
Можно предположить, что для фирмы 2 выпускать объем 75, тогда нужно еще снижать цену. Появится спрос D2 на продукцию фирмы 1, где при P2 = 0, при P3 = 25, и тогда MR2 = MC для фирмы 1 показывает Qопт 12.5, при этом Ррын составит Р4, а Qрын 75 + 12.5 = 87.5
Равновесие Курно
Проиллюстрируем поведение фирмы 1 в зависимости от фирмы 2: изобразим как кривую реакции на
Q2 0 50 75 100 Q1 = f()
Q1 50 25 12.5 0
Суммарный отраслевой объем (å отражает объем)
50 75 87.5 100
Q2 = f()
Кривая реакции – это максимизирующее прибыль объем производства одной фирмы представленной как убывающая функция от объема производства другой фирмы.
Q1 Q2 = f)
50 (К)
33.3 О
29
12.5
Q1 = f()
33.3 42.5 50(М) 75 100 Q2
Точка К – максимилизация прибыли фирмы 1 – монополист. Точка М – максимилизация прибыли фирмы 2 – монополист.
|
|
Если о фирме 2 известно, что она собирается выпустить 75 единиц продукции, тогда фирма 1 примет решение о выпуске 12.5 единиц продукции, но если фирма 1 действительно выпустит 12.5, то в соответствии со своей кривой реакции фирма 2 должна выпустить не 75, а 42,5 единицы. Точка О – 33.3 – пересечение кривых реакций обеих фирм называется точкой устойчивого равновесия, при которой фирме невыгодно менять цены (равновесие по Курно)
Отраслевой Qпроизв (66.6) > Q м (50), но меньше, чем при СК (100)
Линия K-M – линия контракта, линия картельного сговора (фирм объединенные в картель и согласовывают объемы фирмы)
· Модель ломаной кривой спроса (кривая Суизи) 1939 год
Модель описывает поведение фирмы ценового лидера в условиях различной реакции ведомых фирм.
1. Пусть фирма находится в некоторой точке А своей кривой спроса D1 и стремится перейти из нее в точку О, дающую максимальную прибыль при MC = MR1. Вполне возможно, что конкуренты не увидят в этом серьезной угрозы и фирма благополучно достигнет условий оптимизации.
Р
Ра а
Ро о
D MC
MR
Qопт Q
2. Вероятнее всего конкуренты сочтут свои интересы ущемленными, потому они могут сами снизить цену. Для нашей фирмы такие действия обернутся снижением спроса, после того как цена товара упадет до Р начиная с точки N. Кривую спроса D1 сменит новая более резко падающая кривая D2.
Р
Pa a
Рn n
Рo o D1
MC
D2 MR
Q2 Qопт Q
3. В результате линия спроса ломаная, а линии предельного доходапрерывистая. Кривая Суизи демонстрирует жесткость цен в условиях олигополии. И при изменении издержек и при изменении спроса выгоднее не менять ни объема ни цен.