Вопрос сущность налога

Тема 3.1. НДС (налог на добавленную стоимость).

Тема 3. Косвенные налоги в Российском налоговом законодательстве.

НДС это вид косвенного налога на товары, работы или услуги. Он оказывает влияние на процесс ценообразования, структуру производства и потребления, регулирует спрос.

Схема взимания НДС была впервые предложена французским экономистом Фларе (1954) для замены налога с оборота. В качестве объекта налогообложения был определен показатель добавленной стоимости.

НДС получил широкое распространение в европейских странах.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров, работ и услуг, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат относимых на издержки производства и обращения.

НДС=ДС∙НС где ДС=РП−МЗ

Однако в Российской системе бухгалтерского учета показатель добавленной стоимости отсутствует поэтому для упрощения расчетов за объект налогообложения принимается весь оборот по реализации товаров, работ и услуг.

Однако выделение НДС и избежание двойного налогообложения достигается тем, что в бюджет перечисляется разность между суммами налога исчисленными с реализованной продукцией и суммами НДС уплаченными поставщикам материальных ресурсов (Материальные Затраты).

НДСв бюджет=НДС по РП−НДС по МЗ

В налоговом кодексе под суммами НДС уплаченными поставщикам материальных ресурсов понимается налоговые вычеты.

Функции НДС:

1. Фискальная. Доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается.

2. Регулирующая. Регулирование определяется введением пониженных ставок на товары повседневного спроса.

В России НДС действует с 01.01.92 он регулируется 21 главой НК РФ часть 2. Он заменил собой 2 налога (В России): а) налог с оборота; б) налог с продаж.

Плательщики НДС (ст.143,145 НК РФ)

Плательщики налога – это организации, индивидуальные предприниматели и лица признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ.

Не являются налогоплательщиками лица применяющие специальные налоговые режимы а так же организаторы олимпийских и паралимпийских игр 2014 года.

НК РФ предусмотрена возможность освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС. Освобождение предоставляется при выполнение следующих условий:

1. Если выручка за 3 последовательно прошедших календарных месяца не превышает 2 млн.руб. без учета НДС.

2. Если организация не осуществляет производство и реализацию подакцизной продукции.

Эти условия должны выполняться вместе, одновременно.

Освобождение носит добровольный характер и предоставляется на срок 12 месяцев. Налогоплательщики не вправе отказаться от освобождения в течение этого времени. Право на освобождение утрачивается если нарушены основные условия (см выше) (ст. 145)

По истечению 12 месяцев налогоплательщик вправе отказаться от освобождения или продлить его действие. Освобождение носит уведомительный характер

Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов

1. Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящей статье - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.

Предусмотренное настоящей статьей освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

2. Участник проекта утрачивает право на освобождение в случае, если:

утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;

совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.

Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

3. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

4. Участник проекта, который направил в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), вправе отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в налоговый орган по месту своего учета в качестве участника проекта в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого участник проекта намерен отказаться от освобождения.

Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых участником проекта операций.

Не допускается освобождение или отказ от него в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, оно повторно не предоставляется.

5. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, представляет в налоговый орган:

документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от освобождения.

В случае, если участником проекта не представлены документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, или представлены документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

Положения пункта 6 статьи 145.1 (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 5 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

документы, подтверждающие статус участника проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково";

выписка из книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ)

Начиная с года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей, участник проекта также должен представлять в налоговый орган одновременно с документами, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, предусмотренный пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса расчет совокупного размера прибыли, рассчитанного нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ)

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые участником проекта к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после направления в налоговый орган участником проекта уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед направлением в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным участником проекта, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным им после утраты указанного права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: