Философия эпохи Нового времени
01.11.11
1.Общая хар-ка философии этой эпохи.
2.Противостояние эмпиризма и рационализма в теории познания
3.Эпоха просвещения и французский материализм 18 века.
Хронологические рамки 17-18 век – раннее новое время и 19 век – позднее.
В 17-18 веках быстро развивалась наука (все законы Ньютона), она добилась полной независимости от богословия. Соответственно разум обособился от веры. Утвердилась теория двойственности истины (14 век – начало распространения). Среди наук ключевую роль играли математика и механика.
Успехи науки сильно повлияли на философию. Магистральное направление: в философии на 1 план вышла теория познания (гносеологизация проблематики философии).
Теоретическое ядро философии нового времени.
I. Онтология (учение о бытии):
1. Укрепление позиций материализма
2. В рамках философии утвердилось учение механицизм – учение, признающее универсальность механической формы движения (передвижения в пространстве) – универсальность законов механики.
|
|
3. По вопросу о боге получили распространение деизм (бог заложил основы, а дальше мир развивался сам без его участия) и атеизм
II. Гносеология. Доминирующей идеей была мысль о познаваемости мира. Стойкое убеждение, что в этом деле решающую роль играет наука. Чтобы постичь законы природы наука должна обладать правильным методом (ключевой вопрос). По вопросу о методе возникло противостояние эмпиризма и близкого ему сенсуализма с рационализмом. Эмпиризм отстаивал идею опытного познания природы. Сенсуализм указывал на ведущую роль органов чувств. Основателем эмпиризма являлся Френсис Бэкон. Его последователь Томас Гоббс. Основателем сенсуализма был Джон Локк. Сенсуализм разделился на 2 ветви: материалистический (Локк) и субъективно-идеалистический (Джордж Беркли, Дэвид Юм). Этим направлениям противостоял рационализм. Его ключевая роль: в познании решающую роль играет только разум. Он сложился благодаря успехам математики и естественных наук. Основатель рационализма в философии Нового времени – Рене Декарт. Его последователи: Бенедикт Спиноза (Голландия,17 век), Готфрид Лейбниц. Рационализм тоже разделился на 2 ветви: материалистический (Спиноза) и идеалистический (Лейбниц). Рационалисты не доверяли органам чувств. В этой связи утверждали, что разум должен сам получить знания, без органов чувств. У разума есть прирожденная и независимая от органов чувств способность познания. По Декарту в разуме находятся врожденные идеи. По Спинозе - общие понятия (называются по разному, суть одна). По Лейбницу – задатки мышления.
|
|
III. Философская антропология.
1. Человек – это разумное существо, преобразователь мира. Человек должен быть господином природы.
2. Человек – природное существо. Механицизм в трактовке человека.
3. Проблема соотношения души и тела.
IV. Этика.
1. Рационализм – это учение о том, что поступки человека должны быть разумны.
2. Индивидуализм – учение об автономии личности (в обществе) и наличие у нее естественных, неотъемлемых прав.
3. Утилитаризм – учение, что смысл жизни человека состоит в извлечении пользы.
V. Социальная философия.
1. Механицизм в трактовке общества
2. Теория общественного договора
3. Теория разделения властей
4. Возникновение революционной идеологии преобразования общества
VI. Философия истории.
1. Телеологизм – учение о наличии у истории цели
2. Идея объективных законов истории (она управляется не богом, законы вырабатываются деятельностью людей)
3. Теория общественного прогресса