Вопрос. Общая характеристика философии эпохи Нового времени

Философия эпохи Нового времени

01.11.11

1.Общая хар-ка философии этой эпохи.

2.Противостояние эмпиризма и рационализма в теории познания

3.Эпоха просвещения и французский материализм 18 века.

Хронологические рамки 17-18 век – раннее новое время и 19 век – позднее.

В 17-18 веках быстро развивалась наука (все законы Ньютона), она добилась полной независимости от богословия. Соответственно разум обособился от веры. Утвердилась теория двойственности истины (14 век – начало распространения). Среди наук ключевую роль играли математика и механика.

Успехи науки сильно повлияли на философию. Магистральное направление: в философии на 1 план вышла теория познания (гносеологизация проблематики философии).

Теоретическое ядро философии нового времени.

I. Онтология (учение о бытии):

1. Укрепление позиций материализма

2. В рамках философии утвердилось учение механицизм – учение, признающее универсальность механической формы движения (передвижения в пространстве) – универсальность законов механики.

3. По вопросу о боге получили распространение деизм (бог заложил основы, а дальше мир развивался сам без его участия) и атеизм

II. Гносеология. Доминирующей идеей была мысль о познаваемости мира. Стойкое убеждение, что в этом деле решающую роль играет наука. Чтобы постичь законы природы наука должна обладать правильным методом (ключевой вопрос). По вопросу о методе возникло противостояние эмпиризма и близкого ему сенсуализма с рационализмом. Эмпиризм отстаивал идею опытного познания природы. Сенсуализм указывал на ведущую роль органов чувств. Основателем эмпиризма являлся Френсис Бэкон. Его последователь Томас Гоббс. Основателем сенсуализма был Джон Локк. Сенсуализм разделился на 2 ветви: материалистический (Локк) и субъективно-идеалистический (Джордж Беркли, Дэвид Юм). Этим направлениям противостоял рационализм. Его ключевая роль: в познании решающую роль играет только разум. Он сложился благодаря успехам математики и естественных наук. Основатель рационализма в философии Нового времени – Рене Декарт. Его последователи: Бенедикт Спиноза (Голландия,17 век), Готфрид Лейбниц. Рационализм тоже разделился на 2 ветви: материалистический (Спиноза) и идеалистический (Лейбниц). Рационалисты не доверяли органам чувств. В этой связи утверждали, что разум должен сам получить знания, без органов чувств. У разума есть прирожденная и независимая от органов чувств способность познания. По Декарту в разуме находятся врожденные идеи. По Спинозе - общие понятия (называются по разному, суть одна). По Лейбницу – задатки мышления.

III. Философская антропология.

1. Человек – это разумное существо, преобразователь мира. Человек должен быть господином природы.

2. Человек – природное существо. Механицизм в трактовке человека.

3. Проблема соотношения души и тела.

IV. Этика.

1. Рационализм – это учение о том, что поступки человека должны быть разумны.

2. Индивидуализм – учение об автономии личности (в обществе) и наличие у нее естественных, неотъемлемых прав.

3. Утилитаризм – учение, что смысл жизни человека состоит в извлечении пользы.

V. Социальная философия.

1. Механицизм в трактовке общества

2. Теория общественного договора

3. Теория разделения властей

4. Возникновение революционной идеологии преобразования общества

VI. Философия истории.

1. Телеологизм – учение о наличии у истории цели

2. Идея объективных законов истории (она управляется не богом, законы вырабатываются деятельностью людей)

3. Теория общественного прогресса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: