Лекция 5. Применение права – это властное, организующее деятельность уполномоченных на то органов, их должностных лиц, направленное на реализацию норм права

Вопрос. Применение права

Применение права – это властное, организующее деятельность уполномоченных на то органов, их должностных лиц, направленное на реализацию норм права.

Формы применения (основные):

1. Оперативно-исполнительная

2. Правоохранительная

Особенности применения права:

1. Правоприменительная деятельность осуществляется в так называемых «правоприменительных отношениях». Особенность этих отношений в том, что в них один субъект, наделенный властными полномочиями, имеет право и обязан действовать в интересах других субъектов, не наделенных властными полномочиями.

2. Правоприменительная деятельность сочетается с непосредственными формами реализации права (исполнение, использование, соблюдение)

3. Применение права состоит из последовательных стадий:

1) Анализ социальной ситуации (установление обстоятельств дела, их оценка, установление обстоятельств по делу и т.д.)

2) Выбор толкования норм права, применительно к разрешаемой конкретной социальной ситуации

3) Принятие решения по делу и воплощение этого решения в установленную правовыми нормами форму

4. Правоприменительная деятельность основывается на определенных принципах (принципах применения права). Они представляют собой раскрытие принципов законности, справедливости, юридической ответственность, правосудия, обоснованности, оперативности принятия решений, эффективности правоохранительной деятельности

5. При применении права особым значением обладает акт применения права, его надлежащее оформление

Чтобы подсинить себе природу нужно изучить её законы и использовать это знание на практике. Знание надо искать не в книгах а в опыте. Знание не приносит пользы, ненужная роскошь.

Развитие наук и подсинение природы возможно только тогда будет сформирован универсальный метод мышления. То есть теория познание становится центром философии.

При поиске главного метода мышления философы разделились на два основных направления – эмпиризм и рационализм.

Эмпирики – Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, считали, что единственный источник знания – это опыт, который связан с ощущениями, восприятием. Содержание всех знаний в итоге сводится к опыту. Так как ощущения могут обмануть из нужно проверять при помощи эксперимента. Знание должно идти от опытного частного к обобщениям и теориям – метод индукции.

Рационалисты – ДеКарт, Спиноза, Лейбниц, считали что источники критериев истинного знания находятся не во внешнем мире а в разуме человека. «Я мыслю, следовательно, существую.»

Это утверждение есть результат интуиции ума.

В разуме человека содержится независимо от опыта ряд идей, развивая их мы можем получить истинное знание о мире. Мышление идёт путём движения от общего к частному – дедукция. Эти метод всех философских наук, похож на математические методы.

Немецкая классическая философия.

Конец 18 – конец 19 веков.

Это вершина развития европейской рационалистической философии.

Представители Кант, Гегель, Шеллинг, Витте, Фейербах. Родоначальник – Эммануил Кант. В начальный период своего творчества, который называют докритический, он занимался проблемами естествознания. Разработал гипотезу о естественном происхождении солнечной системы из газово-пылевой туманности – в дальнейшем получила название Канта-Лапласа. Второй период – критический – анализирует процесс познания, Кант совершает переворот в понимании воли, разума и приходит к выводу о том, что разум ограничен сферой человеческой практики, морали и религии. Объективно, вне и независимо от человека существуют материальные предметы, мир сам по себе, но он не познаваем по своей сущности. Это вещь в себе. Наряду с ним существует мир, который ми видим, воспринимаем, в котором живём и действуем – это мир «для нас». Эти два мира связаны, но границу между ними мы не можем перешагнуть, человеку доступны только явления. Истинную суть вещей мы не модем понять. Эта точка зрения называется агностицизм. Но человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом – бог, душа и т.д. Дополнение разума верой.

Кант считает, что существует опытное (эмпирическое) и доопытное (априорное) знание и человек не может познать сущность того, что находится за пределами опыта, рассудка и разума.

Мышление человека имеет не только природную основу, но и социальный характер. Человек мыслит потому что он человек, а не наоборот. Способности воспринимать прекрасное и моральное коренится основа свободы человека. Человек это главный предмет в мире, над всеми другими существами в природе его возвышает самосознание, благодаря этому он становится личностью, но и отсюда вытекает такое природное его свойство как эгоизм, которое нужно ограничивать при помощи разума и это делает моральный закон – категорический императив – человек – наивысшая ценность, человек всегда цель а не средство. Все поступки должны делаться на благо общества и не должны нарушать свободу других людей. Соблюдая эти правила можно оценить морально или не морально поступает человек.

Вся мораль в обществе должна основываться на чувстве долга. По отношению к другим людям человек должен проявлять себя как разумное, ответственное и моральное существо.

Гегель.

Работы: Феноменология духа, наука логики. Его философия – объективный идеализм, который обосновывает первичность сознания, духа и вторичность материи природы. Эта система лежит в основе представления о развитии абсолютной идеи, абсолютного духа, которая порождает природу, общество и человека, обладающего мышлением. Изучением наиболее общий законов природы, общества и мышления занимается философия. «нет мира «вещей-в-себе» и мира «вещей-для-нас», а есть то, чего мы ещё не знаем и то, что уже знаем. Мир пронизан законами и она доступны по знанию. Отдельные науки изучают специфические законы природы, общества и мышления. Философия – это наука наук. В исходном положении в учении Гегеля является положение о тождестве бытия и мышления. Бытие пронизано законами разума, оно разумное и подчиняется диалектике. Гегель разрабатывает диалектику как учение о всеобщей связи и развитии, формулирует три основных закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, который раскрывает источник развития.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, раскрывает механизм развития.

3. Отрицание отрицания – раскрывает направление развития.

Основные идеи классической немецкой философии:

1) Понимание философии, её роли в культуре и жизни человечества.

2) Диалектический метод.

3) История человечества понимается как путь разума. Главный критерий развития общества – степень развития человека в обществе.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВВ, ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ.

Она возникает в результате критики, в ней множество направлений.

Марксистская философия.

Это своеобразное продолжение и критика немецкой философии. Она возникает в 40-е годы 19 века, основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс – Капитал, манифест коммунистической партии, немецкая идеология. Энгельс – диалектика природы, антидюринг. У Гегеля развитие, у Феербаха – материализм. Переработали Гегелевскую диалектику с позиии материализмаи объединили диалектику и материализм в единую систему, создали диалектико-материалистическую философию. Главное не объяснять мир, а изменить его. Философия есть духовное окружение изменения мира.


Лекция 6.

1) Распространили материализм на область социальных явлений.

2) Определили роль практики как основы жизнедеятельности общества.

3) В общественном производстве люди вступают помимо своей воли в производственные отношения которые образуют базис общества, которая состояит из политических, правовых, духовных и других отношений.

В целом не сознание определяет общественное бытие а наоборот.

Рассматривая историю, выделили 5 ведущих типов общества – общественно-экономических формаций. Они определяются по ведущему типу организации материального производства, развитие общества – это закономерный и естественный процесс перехода от одной общественной формации к другой.

В России марксизм начал распространяться в 80-е годы 19 века (Плеханов, Ленин). Марксистская философия была официальной идеологией социалистических государств.

1) ПОЗИТИВИЗМ.

2) Иррационализм – философия жизни.

3) Шопенгауэр

4) Ницше.

5) Философия 19 века.

6) Экзистенциализм.

7) Хайдеггер, Сартр, Камю, Кафка.

8) Психоанализ. Фрейдрих, Фром, Адлер,

9) Аналитическая философия. Прагматизм.

10) Герменевтика.

11) Феноменология.

12) Религиозная философия.

13) Основные черты и идеи современной западной философии.

Команда Б

Тема: Философия просвещения

1) Общая характеристика – годы, территории и т.д.

2) Указать развитие науки, искусства, отношение к церкви.

3) Появление нового идеала женщины.

4) Французское просвещение – Руссо, Дидро, Вальтер, идеи общественного просвязения.

5) Английское просвещение – Джонн Локк и Томас Гоббс.

6) Немецкое просвещение – Вольф, Лессинг (философская эстетика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: