Ломоносов Михаил Васильевич. Учился в Германии у Вольфа физике, натурфилософии. Покровителем был И.И. Шувалов, фаворит Елизаветы. Благодаря ему, сложилась русская школа в академии наук

(1711 - 1765)

Учился в Германии у Вольфа физике, натурфилософии. Покровителем был И.И. Шувалов, фаворит Елизаветы. Благодаря ему, сложилась русская школа в академии наук. Разработал проект Московского университета. Он был носителем фундаментальной науки в России. Занимался историей, русским языком, литературой, физикой, химией, геологией и др.

Ломоносову в Академии приходилось очень трудно. Помогла ему поддержка Шувалова. Он первым из русских людей обращается к фундаментальному знанию, и все это формируется в виде определенных концепций, исследований. Его значение в том, что он был универсален. Ломоносов менее всего претендовал на положение философа. В своих системах прибегал к использованию натурфилософских положений. Некоторые натурфилософские элементы он пытался исключить (причина тепла, в движении). Поэтому считать его основоположником русского материализма неосновательно.

Ломоносов занимался не только естественными, но и гуманитарными науками. Интерес Татищева обращает Ломоносова к проблеме русской истории. Он пытался обобщить исследования Татищева. Интересен его разговор с Г. Миллером, который в своих записках подошел слишком объективно к русской истории. По нему, русские произошли от роксоланов, живших на Днепре. Они оказываются невозможными к государственной жизни, которая переходит к норвежскому завоеванию и образованию государства. С этими суждеииями не соглашается Ломоносов. Русский народ имеет коренное происхождение, заселял эти территории. Название русские получили от одного из племен, которые жили на берегу Финского залива. Само образование государства является результатом естественной жизни русского народа. Концепция Миллера игнорирует, умаляет величие русского народа. Под влиянием спора с Миллером Ломоносов пишет "Древнюю Российскую историю", "Российский лексикон"(= генеалогию русских людей), таким образом, формирует методологическую базу для дальнейших исследований.

Российская грамматика. (Петр провел реформу, но она носила косметический характер. Он ввел гражданский алфавит, который существовал до Х1Х века и претерпел потом небольшие изменения). В церковных школах учились по учебнику Смотрицкого, который был польским ученым и особенностей русского языка не знал. Ломоносов пишет грамматику, опираясь на живой литературный язык. Практически он приходит к тому языку, который существует сейчас, за исключением некоторых особенностей (оный, сие). Грамматика была написана и издана. Книги на старославянском язык необходимы, он имеет культурное значение, так как на нем была письменность. Ломоносов позволяет корректировать относительно чистоты русского языка, в смысле иностранных заимствований. Церковный славянский язык был критерием чистоты языка, с ним надо будет сверять современный русский язык.

Все определяется возможностями языка. Есть языки бедные. Русский обладает возможностями выражать свои мысли. Но следует учить и латынь ради приобретения знаний из других стран и для общения с ними.

В продолжение традиций Ломоносова была создана Российская Академия наук, которая занималась вещами, связанными с гуманитарными профилем. Была создана под руководством Екатерины Дашковой.

С реформой языка была связана и реформа Ломоносовым стихосложения. Отменены внешние ограничения. Необходимо ориентироваться на народный русский язык. Ямб - основной размер стиха (и хорей). Есть и другие стили, которые позволяют строить русскую ритмическую поэзию. Белинский рассматривал Ломоносова как зачинателя русской литературы.

Этнографическая проблема и проблема народонаселения. "О сохранении и размножении российского народа". Исходя из наблюдений, заключил, что российскому народу грозит вымирание. Меры: повышение уровня жизни, образование. Выступал против порядка русских браков (невесте 22 года, жениху 12 - 13 лет). Понятно, что основывалось это положение на потребности рабочей силы, когда требовался работник в семе.

Ломоносов занимался проблемой просвещения, образования. Разработал программу Московского университета (1755 г.). Занимался художеством, фарфор.

Главное занятие - физика, химическая наука. Он пытался познакомить русскую общественность с достижениями физики, химии и написал целый ряд сочинений. Написал "Заметки по физике", изучал электричество. У него была лаборатория, где проводил научные эксперименты. Существует природа. Природа состоит из тел, тела состоят из вещества. Каждое тело имеет свою причину. Наука должна эти причины раскрыть и воспроизвести их в эксперименте. Еще исходил из методологических принципов мышления: не может одно и то же быть и не быть (- закон силлогизма). Использовал закон достаточного основания, противоречий. В понимании строения вещества придерживался атомизма (атомы и корпускулы, молекулы - соединение атомов. Атомы находятся в движении). Придерживался закона сохранения силы и вещества. Ни из чего ничто не появляется, и ничто ни во что ни превращается. В природе существует совокупность движений, сил и вещества, все находится в совокупности составлений.

Против религии не выступал, и сам был человеком верующим. Но он полагал, что наука имеет свой предмет, религия - свой, и ничто другому не противоречит. Ломоносов выступал за ограничение угнетения народа, но самодержавие - правильная форма государства. Значение Ломоносова в том, что создал почву в науке для русских людей. Радищев подчеркивал, что Ломоносов является эталоном возможностей русского человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: