Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещеи. Но понятия «личность» у древних греков не существовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшегоуровня.
Родоначальника «философии человека» Сократа в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовои природе, но не о понятии «личность». Идеалы стоическои философии с их штампом беспристрастной личности уравнивали всех людей перед лицом рока. Теологические доктрины средневековья освободили человека от космологическои зависимости, но поставили его в полную зависимость от воли Бога.
Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения.
Лишь в 16 в. «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности.
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда один из многих, он безличен.
|
|
Понятие «индивид» и «личность» являются противоположными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств человека, его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек - индивид. Говоря «человеческий индивид» имеют в виду лиш родовую общность людей и единичного представителя человеческого рода. Когда происходит конкретизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объем понятия, выделяются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Путем персонификации индивида отдельного человека логически мы приходим ~ индивидуальному представителю человеческого рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность.
Это понятие включает в себя как общие и особенные признаки, так и единичные, уникальные свойства человека.
Личность - это человек с ярко выраженными социальными признаками и индивидуальностью, это активныи, цeлеориентированный субъект отношении и созидательной деятельности. Личность - всегда конкретныи человек, носитель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих личности, является наличие самоуважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства личности является совесть, долг и честь. Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, котopыe определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, спо-
|
|
собноетей и возможностей личности.
Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и выразителем всего общественно - социального. Она тем значительнее, чем в большеи степени аккумулирует социально, культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие.
По своей структуре личность представляет собои устойчивую, скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти соста6ляющие образуют целостность, которая является характеристикой взаимоотношения человека с системой общественных отношений.
Типологическое определение личности основано на идее что ее формирование - закономерный процесс освоения элементов окружающей природной и социальнои среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнические.