Понятие «цивилизация» зародилось во Франции в середине 18 века и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Оно связывается с особой социальной организацией общества. Цивилизация - следующая за варварСТвом ступень культуры, которая приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры.
В истории философии существуют различные толкования понятия цивилизации.
· Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А.Тойнби, П.Сорокин).
· Цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Ф.Энгельс).
· Цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, что подчеркивает их единичный общечеловеческий характер (К.Ясперс).
|
|
· Цивилизация истолковываетсяывается как конечный момент в развитии культуры того, или иного народа или региона, означающий ее кризис. (О. Шпенглер).
· Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура - с проявлением духовной сущности человека (Н.Бердяев, С.Булгаков).
Возможна обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как Высшее проявление духовной Сущности человека. Понятия культура и цивилизация связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой, слое человеческого бытия.
Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Главное в цивилизации - непрерывная смена технологий для удовлетворения растущих потребностеи и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.
Необходимо различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил своей жизни и поведения. Культуру он связывает с нравственными принципами, которые обладают практической силой и определяют общепринятые нормы, ориентированные не на идеалы, разума, а на нравственные основания самого человека, его совесть. Такои подход Канта актуален в настоящее время, когда наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
|
|
Под цивилизацией понимают, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения материальных и духовных культурных ценностей, который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о неи как об определенной цивилизации, Эти признаки позволяют увидеть различие культуры и цивилизации.
Изучение цивилизации как уровня развития культуры и общества отражено в этнографической, социологическои и философской литературах. При исследовании этого признака цивилизации происходило отождествление культуры с цивилизацией.
С древних времен сложились Восточная и Западная цивилизация. На развитие Восточной цивилизации огромное влияние оказала религия. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники, быстрое развитие предметного мира и социальных связей.
В России сложилась уникальная связь Восточнои и Западной цивилизации.
В наше время образовалась особая отрасль знаний - цивилизационные исследования, цель которых охватить все накопленное наукой за предшествующие годы и дать прогноз относительно обозримого будущего.