Онтологические картины мира в древнегреческой философии

Естественная установка и проблема бытия.

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем без рассуждений. Самая первая из этих предпосылок – убеждение человека в том, что мир есть, имеется «здесь» и «сейчас», наличествует. Эта предпосылка носит название «естественной установки»[46] – установки сознания, для которого природный мир несомненен, непосредственно дан и принят как существующий реально.

Проблема бытия возникает тогда, когда «естественная установка» становится предметом размышления и сомнения. Что определяет сомнение? Очень простое противоречие, на которое мы, как правило, не обращаем внимания. С одной стороны, мы понимаем, что мир существует «здесь» и «сейчас», что он существовал до нас и будет существовать после нас. Т.е. мир вечен, непреходящ. С другой стороны, отдельные вещи изменчивы, возникают и разрушаются, люди – смертны, т.е. преходящи. Проблема, таким образом, состоит в том, как совместить, объяснить преходящее бытие вещей и непреходящее бытие мира (природы) как целого?

Проблему бытия сформулировал в строгой форме древнегреческий философ Парменид (род. ок. 540 г. до н.э.). Важным моментом осознания и постановки этой проблемы стало то, что Парменид строит свои рассуждения, опираясь на запрет противоречия в рассуждениях: нельзя утверждать об одном и том же одновременно нечто и прямо противоположное. Позднее Аристотель так сформулировал логический закон непротиворечия: «Нельзя приписывать предмету два прямо противоположенных признака одновременно».

Парменид предположил, что существуют только два способа понимания реальности. Либо нечто существует и не может не существовать, либо нечто не существует. Реальность может пониматься как бытие («есть») или как небытие («не есть»). Пармениду принадлежит афоризм: «Бытие есть, а небытия нет». Истинное бытие, по Пармениду, это «то, что есть», реально существует, обладая признаками: бытие 1) вечно 2) едино; 3) неделимо; 3) неподвижно; 5) себетождественно; 6) познаваемо разумом.

 
 
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ (Парменид)


É Ê

       
 
Бытие – это то, что есть, существует реально, т.е.: 1) вечно 2) едино 3) неделимо 4) неподвижно 5) себетождественно 6) познаваемо разумом
 
«Единичные вещи» (природа): 1) преходящи 2) множественены 3) делимы 4) подвижны 5) изменчивы 6) воспринимаются чувствами
 


Следовательно, проблема состоит в том, что же такое истинное Бытие, если мир «единичных вещей», природа таковым не являются?

Рис. 1.

Признаки бытия являются логическими, иначе говоря – найденными нами путем разума, рассуждения. Например, бытие может быть только вечным, потому как то, что существует реально, должно быть вечным. Реально существующее не может то существовать, то не существовать. Ведь утверждать, что нечто существует и одновременно не существует, – означает допускать два прямо противоположных высказывания об одном и том же предмете, а это, как он полагал, ведет лишь к путаности, неотчетливости мысли.

Но если мы обратимся к миру окружающих нас природных вещей, существование которых столь наглядно, то окажется, что их существование сомнительно: окружающие нас предметы то есть, то их нет. В природе нет ничего вечного, царит пестрота, вещи делимы, подвижны, изменчивы… Значит, мир природы не являются истинным Бытием, соответствующим признакам бытия (Рис. 1).

В основе проблемы бытия лежит противопоставление чувственно воспринимаемых вещей, – изменчивых, временных, текучих, непостоянных, – и доступного мышлению неизменного, вечного, себетождественного «чистого» (или истинного) бытия. Из сформулированной проблемы вытекают три следствия.

1. Вещи, мир «единичных вещей» не является истинным бытием. То, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем...), на самом деле не существует; мир единичных предметов – иллюзия.

2. Парменид формулирует принцип тождества бытия и мышления: «Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует». В онтологическом аспекте бытие, реальность есть то же, что содержание мысли. То, что нельзя непротиворечиво мыслить, не может и существовать.

3. Философская школа элеатов, к которой принадлежал Парменид, противопоставила знание – мнению. Знание достигается только разумом; оно является истинным, поскольку совпадает с реальным бытием. Мнение возникает на основе чувств, но «чувства обманывают нас», всегда создавая ложное представление об иллюзорных (изменчивых) единичных вещах. В гносеологическом аспекте это означает дихотомию истинного и ложного, причем истина (истинное знание) как бы «автоматически» достигается мышлением исходя из принципа тождества бытия и мышления. Элеаты противопоставили «путь знания», основанный на мышлении, и «путь мнения», основанный на чувственном восприятии.

Итак, обнаруженная онтологическая проблема нуждается в решении, и в древнегреческой философии возникает множество философских «картин мира» (или онтологических учений), пытающихся дать ответ на вопрос «Что такое чистое, истинное Бытие?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: