Потребитель как фактор ценообразования

Ценовая и неценовая конкуренция

27.03.2012

Основные факторы ценообразования в условиях рынка

1. Ценовая и неценовая конкуренция

2. Потребитель как фактор ценообразования

3. Правительственные меры, связанные с ценообразованием

4. Роль каналов сбыта в ценообразовании

5. Роль конкуренции в ценообразовании

6. Влияние издержек на ценообразование

Цена является одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия на мировых товарных рынках. Цена определяет массу и норму прибыли. Учитывая это фирмами большое внимание уделяется разработке ценовой политики, а так же установлению конкретных цен на отдельные товары.

При разработке нового вида продукции необходимо определить не только технические характеристики этой продукции, но и рассчитать затраты на ее производство, примерный уровень цен и объем продаж. Не учтение какого либо фактора может привести к убыткам или банкротству. Главная задача состоим в том, чтобы установить цены на таком уровне, который с учетом собственных затрат, спроса и конкуренции обеспечил максимальную прибыль. Для того чтобы эффективно конкурировать на рынке необходимо знать основные виды конкуренции. Конкуренция может быть ценовой и неценовой.

При ценовой конкуренции продавец влияет на спрос посредством цены. Преимущество ценовой конкуренции заключается в легкости реагирования на изменяющийся спрос с помощью цены. Недостаток ценовой конкуренции – цена это фактор который легче всего копируется конкурентами и контролируется правительством, что может привести к ценовым войнам.

При неценовой конкуренции основной упор делается на отличительные особенности продукции, упаковку, качество и сервис.

При создании новой улучшенной продукции есть опасность, что потребитель не примет ее за лучшую и обратится к традиционной, но более дешевой продукции.

Для выработки стратегии фирма должна учитывать внешние факторы, влияющие на решение по ценам:

1. Потребители

2. Правительство

3. Участники каналов сбыта

4. Конкуренция

5. Издержки

При установлении цены фирма должна ориентироваться на потребителя. Взаимосвязь между уровнем цен и количеством покупок потребителем можно объяснить двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынка. Ценовая эластичность спроса определяет чувствительность покупателя к изменению цены с точки зрения количества приобретаемых им товаров.

Ценовая эластичность определяется отношением изменения спроса (в процентах) и изменению цены (в процентах).

Э= (с1-с2)/(ц1-ц2)

Ценовая эластичность показывает на сколько изменится спрос на товар при изменении цены на него на 1%. Если ценовая эластичность больше 1, то спрос считается эластичным. Эластичный спрос существует на рынках, где имеется много продавцов, торгующих примерно одинаковым товаром. Снижение цен приводит к повышению прибыли, а повышение цен ведет к снижению прибыли.

Если ценовая эластичность меньше 1, то спрос считается не эластичным. При повышении цен доход и прибыль возрастают, а при снижении цен снижаются.

Если ценовая эластичность равна 1, то спрос читается унитарным – спрос возрастает ровно на столько, на сколько снижаются цены.

Наличие того или иного типа спроса основывается на двух критериях:

1. На доступности замен

2. На важности потребности

Если для покупателя доступны замены какого то товара, то спрос эластичный. Не эластичный спрос будет в том случае если товар нечем заменить (соль), существует огромная потребность в данном товаре (хлеб, бензин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: