Ставки
Порядок уплаты
Льготы
Не подлежат обложению:
· объекты, используемые для удовлетворения личных нужд представителями малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
· объекты, используемые лицами, постоянно проживающими в местах их традиционного проживания, для которых охота и рыболовство являются основой существования (право распространяется только на количество объектов в пределах лимитов и квот, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ).
· За пользование объектами животного мира сумма сбора уплачивается при получении лицензии (разрешения).
· За пользование объектами водных биологических ресурсов сумма сбора уплачивается в виде: разового взноса при получении лицензии или регулярных взносов равными долями ежемесячно в течение срока действия лицензии.
· Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают сборы по месту своего учета, а физические лица – по месту нахождения органа, выдавшего лицензию.
v Ставки дифференцируются в зависимости от вида объекта.
v Ставки в размере 15% общих ставок устанавливаются для градо- и поселко-образующих рыбохозяйственных организаций, но только в отношении объема промышленных квот.
v Нулевая ставка устанавливается, если пользование объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов, воспроизводства объектов, в научных целях (все эти условия должны быть оговорены в лицензии).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Законодательная база – Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ, постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы за загрязнение окружающей среды» от 28.08.92 № 632, постановление Правительства РФ «О нормативах платы за загрязнение окружающей среды» от 12.06.03 № 344, постановления Правительства Ленобласти, Положение о порядке утверждения нормативов образования отходов и установления лимитов на их размещение для организаций СПб.
Плательщики – организации и физические лица, осуществляющие виды деятельности, связанные с природопользованием.
Налоговая база – количество в натуральном измерении:
· выбросов в атмосферу загрязняющих веществ;
· сбросов загрязняющих веществ в подземные и поверхностные воды;
· размещение токсичных отходов;
· размещение отходов производства и потребления;
· других вредных воздействий (шума, вибрации, радиационных и электромагнитных воздействий).
Порядок расчета и сроки уплаты:
Пл ═ Ов х БН х К
v Пл – плата за загрязнение
v Ов – объем выбросов (в тоннах)
v БН – базовые нормативы (в рублях за ед.)
v К – коэффициенты, учитывающие экологические факторы
Базовые нормативы утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.03 № 344.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,05 и 1,67 (Федеральный закон от 05.06.2012 N 48-ФЗ"О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов").
Уплачиваются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Налоговое планирование и налоговый контроль
1) Понятие и этапы НП
2) Способы оптимизации налогов
3) Формы и методы НК
4) Налоговые правонарушения и виды ответственности по ним
Виды налогового планирования:
v В зависимости от уровня осуществления
· Государственное
o Текущее (оценка налоговых поступлений в бюджет на год)
o Перспективное (выбор концепции налогообложения и оценка налоговых поступлений в перспективе)
· Корпоративное – приведение стратегии и тактики экономических действий хозяйствующего субъекта в соответствие с налоговым режимом, действующим в отношении данной организации, с целью уменьшения налоговой нагрузки и увеличения прибыли, остающейся в распоряжении компании
Налоговая нагрузка = сумма уплаченных налогов / выручка по бухгалтерскому учёту
Налоговая нагрузка на доходы = сумма начисленных налогов / выручка от реализации
Налоговая нагрузка на расходы = расходы по налоговому учёту / расходы по бухгалтерскому учёту
Налоговая нагрузка на прибыль = сумма уплаченных налогов / чистая прибыль
v По критериям законности действий налогоплательщика и степени налоговой нагрузки
· Классическое (действия н/п соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке, налоговая нагрузка максимальна)
· Оптимизационное (действия н/п формально соответствуют закону, налоговые платежи производятся по возможности в минимальном объёме)
· Противозаконное (нелегитимное; уклонение от уплаты налогов; действия н/п не соответствуют закону и налоговые платежи минимальны).
Следует помнить о соотношении выгоды и налоговых рисков (и следовательно, санкций)!
Оптимизация налогообложения – это ответная реакция налогоплательщиков на воздействие на них налоговой системы. Цель – минимизация налоговой нагрузки.
Составная часть оптимизации – налоговое планирование (корпоративное оптимизационное), которое базируется на принципах:
v Платить необходимо только положенную сумму
v Платить необходимо не позже установленного срока
Этапы налогового планирования:
1) Формулировка целей и задач деятельности
2) Выбор профиля и характеристика деятельности
3) Решение вопроса о наиболее выгодном, с налоговой точки зрения, месте регистрации и расположения организации (то есть использования налоговых убежищ***)
4) Выбор организационно-правовой формы
5) Анализ всех возможных форм сделок с точки зрения минимизации налогов и максимизации прибыли
6) Анализ всех предоставляемых налоговым законодательством льгот по каждому налогу
7) Решение вопроса о наиболее рациональном, с налоговой точки зрения, размещении активов
8) Внутренний контроль всех налоговых расчетов
*** Признаки оффшорной компании:
· Центр контроля и управления компанией находится за рубежом
· Льготная ставка налога на прибыль или уплата годового сбора
· Упрощённая процедура регистрации
· Отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности минимальны
· Высокие гарантии конфиденциальности
Схемы минимизации налоговой нагрузки с использованием оффшорных компаний:
1) Экспорт продукции по трансфертным ценам: Российское предприятие-производитель реализует продукцию оффшорной компании (принадлежащей российскому предприятию) по себестоимости, а она, в свою очередь, реализует продукцию по рыночным ценам иностранному предприятию-потребителю
Преимущество: бОльшая часть прибыли сосредотачивается за рубежом, уменьшается налоговая нагрузка и НПО
Риск: государство имеет возможность в определенных случаях проконтролировать цену по сделке (следствие: налог в РФ может быть доначислен + штрафы + пени)
2) Импорт продукции по трансфертным ценам: Иностранное предприятие-производитель реализует продукцию оффшорной компании (принадлежащей российскому предприятию) по рыночным ценам, а она, в свою очередь, реализует продукцию по завышенным ценам российскому предприятию-потребителю
Преимущество: за счет высоких расходов минимизируется налогооблагаемая прибыль, а в оффшорной компании прибыль высока
Риск: чистая прибыль российского предприятия минимальна, что негативно сказывается на его инвестиционной привлекательности
Государственный бюджет в результате такой схемы получает выгоду, так как с большей таможенной стоимости поступает бОльшая таможенная пошлина
3) Импорт услуг (на примере маркетингового исследования): российское предприятие-заказчик маркетингового исследования заказывает его студенту и оплачивает по минимальной цене, студент пересылает исследование в оффшорную компанию, которая продаёт его предприятию-заказчику по максимальной цене
1) Власти идут на создание единого реестра налогоплательщиков, которые имеют какие-либо инвестиции в оффшорных зонах, и запрет относить на расходы любые платежи, переводимые в оффшорные компании, пока осуществившие их лица не докажут соответствие оплаченной стоимости рыночной
2) Немецкое налоговое законодательство предусматривает: создающий оффшорную компанию субъект обязан заявить об этом в налоговый орган
3) В США действует правило «расстояния руки», то есть условия сделки с участием оффшорной компании определяются на базе аналогичных условий и аналогичных операций + оффшорные компании (и государства) исключаются из списка государств, в отношении которых действует соглашение об избежании двойного налогообложения
4) Во Франции в 1974 году введена статья, по которой любые платежи со странами-налоговыми убежищами не признаются как вычет при определении налогооблагаемого дохода, пока налогоплательщик не докажет нормальный характер сделки. В отношении налогоплательщиков действует презумпция виновности